Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
19:06 

Еще немного про галеоны.

Morceleb
Жизнь хороша!
К концу 17 века галеоны утратили свое военно значение, но строительство галеонов еще продолжалось.
Здесь сделаю небольшое уточнение. Неоднократно встречал мнение, что последними галеонами, построенными в Испанской империи были Сан Хуан и Сан Хоакин, спущенные на воду в 1698 году мастером Педро де Арастеги (точнее его сыном Фернандо, потому что сам мастер скончался в конце 1697 года, в разгар строительства).
При этом сами испанцы без зазрения совести именуют галеоном Сантиссима Тринидад (не путать с навио Сантиссима Тринидад, о котором вы, скорее всего, подумали, даже в конце 17 века линейный корабль (навио) и галеон - это уже весьма неравнозначные корабли, а навио Сантиссима Тринидад построен в конце 18 века). Галеон Сантиссима Тринидад был спущен на воду в 1750 году, а Santísima Trinidad y Nuestra Señora del Buen Fin - годом позже. Их испанцы так же именуют галеонами и, черт возьми, в их конструкции оставалось много архаичного и своейственного галеонам. Хотя, конечно, столь обильно украшенной кормы и гальюнных скульптур уже не было.
Тем не менее, испанцы продолжали строить крупные, хорошо вооруженные торговые корабли (галеоны в их классификации).
В качестве примера приведу Сантиссима Тринидад 1750 года постройки. Чуть позже станет понятно, почему именно его.
Это был большой корабль, длиной 51.5 м (по корпусу), шириной 15,2 м, с осадкой около 9 м. Водоизмещение - 2000 испанских тонн (или 1800 метрических). Формально он был вооружен 54 пушками (18 и 12 фунтов, то есть серьезно против легких кораблей, но слабовато против линейных кораблей, пусть даже 3-4 ранга), но, как и большинство галеонов плавал недовооруженным. Причин этому было как мимнимум две: во-первых зачастую часть пушек снимали для увеличения фактической вместимости корабля (не забываем, что основное назначение все же перевозка грузов), а во-вторых испанский торговый флот испытывал чудовищный кадровый голод и штатная команда в 420 человек для капитана была несбыточной мечтой.
Это объяснялось тем, что зарплата у моряков была небольшая и составляла около 300 песо за рейс из колоний в Испанию и 100 песо за обратный рейс. Столь существенная разница в оплате объяснялась гораздо большим риском при плавании в метрополию, именно на этом направлении галеоны были желанной добычей для пиратов, каперов и прочих флибустьеров. Чудовищная нехватка моряков, особенно на обратных рейсах, привела к тому, что в качестве матросов нанимались переселенцы, в большинстве своем не имевшие ни малейшего представления о морском деле. Зато перед ними был выбор - заплатить 1500 песо за право быть пассажирами (для большинства потенциальных переселенцев сумма неподъемная), или же получить небольшую, но плату и бесплатное (хоть и весьма посредственное, но у пассажиров еще хуже) питание.
Результатом была весьма неприятная для испанцев ситуация - формально почти неуязвимый для пиратов корабль (полсотни пушек, прочный корпус, высокие борта и многочисленная команда делали галеон уязвимым только для захвата приватирами на линейном корабле) могли, при некоторой удаче, захватить пираты на паре шлюпов. Просто потому, что пушек на галеоне не хватало, упоминались моменты, когда пушки были завалены грузом, канониров не хватало, да и на парусах могло не хватать людей.
Ну и состояние кораблей оставляло желать лучшего.
Так, например, прибыв на Филлипины, чтобы вступить в должность генерал-губернатора, дон Франсиско Хосе де Овандо и Солас, провел инспекцию имевшихся в наличии кораблей, выявившую, что почти все корабли в гавани к длительному плаванию не пригодны. Маркиз де Овандо предпринимал титанические усилия по восстановлению флота, предлагал варианты перестройки галеонов, перестраивал их.
изображение
Собственно, рисунок в предложениями де Овандо по переделке галеона.
Но таких как де Овандо было немного. Кадровый голод Испанская империя испытывала не только с матросами, но и с руководителями.
Все это вместе объясняет, как пиратам удавалось время от времени захватывать галеоны (правда пираты захватывали в основном небольшие галеоны).
Однако же, даже с учетом вышесказанного галеоны никогда не были легкой добычей.
Так, например, 29 октября 1762 года два корабля, посланные адмиралом Корнишем (32 пушечный фрегат Пантера и 60 пушечный двухдечник Арго) для патрулирования Манильского залива (очередная грызня испанцев и англичан, о которой можно очень подробно почитать, например, у Махова и Созаева) обнаружили и атаковали крупный испанский галеон. Сатниссима Тринидад по идее должен был находиться уже недалеко от Америки, но ему не повезло. Сантиссима Тринидад покинул Манилу в конце августа, рискуя нарваться на неблагоприятные ветра и штормы, что, собственно, и случилось. Почти месяц галеон пытался преодолеть Манильский залив, 24 сентября попал в сильный шторм, сломавший грот-мачту и сильно повредивший такелаж. Через 8 дней капитан принял решение вернуться. По плану они должны были дойти до Лусона, но встретили англичан.
В момент атаки Арго на Сантиссима Тринидад на последнем в готовом к бою состоянии было всего шесть пушек (как раз то, о чем я писал выше). Несмотря на это, через некоторое время Арго вышел из боя, чтобы дождаться Пантеры.
Англичан можно понять - уйти от Арго со столь серьезными повреждениями рангоута и такелажа как у Сантиссима Тринидад (что-то испанцы после шторма отремонтировали, но это ситуацию меняло не сильно) даже ночью было практически невозможно, а вдвоем на одного веселее.
За ночь испанцам удалось подготовить к бою еще семь пушек, но против двух военных кораблей это помогло слабо.
На рассвете к Арго присоединился Пантера и англичане вновь атаковали испанцев.
Как пишут испанцы, бой длился примерно два часа и за это время англичане выпустили по галеону около тысячи ядер калибра 18 и 24 фунта. Мне это видится некоторым преувеличением, хотя бы потому, что до середины 18 века подавляющее большинство английских 32 пушечников несли пушки калибром не более 12 фунтов. С другой стороны, Сантиссима Тринидад по габаритам мог поспорить с линейным кораблем 2-го ранга, а с учетом того, что колониальные верфи строили корабли из древесины лучшей, чем выдержанный дуб (красное дерево и не только) и галеон был не слишком старый, да еще и перестроенный маркизом де Овандо, живучесть у него могла быть потрясающая.
Косвенно это подтверждается историей с вышеупомянутыми Сан Хосе и Сан Хоакином.
Во время знаменитой атаки Уэджера Сан Хосе погиб, унеся на дно примерно 10 миллионов песо серебром, скорее всего взорвалась крюйт-камера. Учитывая, что его противником был 60-ти пушечный линейный корабль с пушками до 24 фунтов, это не удивительно. Интереснее, что Сан Хоакин продержался почти пять часов против 60-ти пушечного Кингстона, после чего ушел в Картахену (задачей у него было сохранить серебро, а не героически победить или тем более погибнуть как Сан Хосе). Позже Сан Хоакин все же был захвачен, когда, потеряв конвой, он нарвался на пять линейных кораблей и шлюп британцев. Испанцы пишут, что бой продолжался 4 часа, англичане - что Сан Хоакина захватили довольно быстро. В этом случае, наверное, стоит верить англичанам. Тем не менее, Сан Хоакин, еще не полностью исправивший повреждения после предыдущего боя, вступил в бой с превосходящими силами англичан и некоторое время держался против линейных кораблей со значительно более мощной артиллерией. Что ни говори, а смелости и стойкости донам не занимать.
Возвращаясь к Сантиссима Тринидад. После двух часов боя Сантиссима Тринидад сдался. Пишут, что англичане его продали, но о дальнейшей судьбе корабля я ничего узнать не смог, чему виной, скорее всего, мое недостаточное умение работать с источниками знаний.
Заметка набросана по испанским источникам, без учета английских. Поэтому не удивляйтесь, если в ней содержатся данные, противоречащие версии англичан и даже противоречащие логике. Просто мне нравятся испанцы.

URL
Комментарии
2017-05-31 в 19:40 

Angerran
Позволь,я отрублю ему голову!
я офигеваю...
420 моряков по 300 песо каждому - 126 000.
я не знаю всех эксплуатационных расходов (ремонт,снабжение итп) но даже если расходы на рейс (от балды) полмиллиона а везет эта посудина десять миллионов... блин при таких порядках цифр на профессиональных экипажах можно было бы и не экономить. проще бы даже за обратный рейс платить им по 300 чтобы хотя бы не разбегались... какая-то у донов получается экономия на тех самых гвоздях из известного стишка...

2017-06-01 в 19:31 

Nunziata
Что ни говори, а смелости и стойкости донам не занимать. - не всем испанцам быть как у маэстро Сабатини)
очень интересно, спасибо

2017-06-01 в 19:34 

Morceleb
Жизнь хороша!
Angerran, 420 - это полный экипаж, сдается мне, что с таким экипажем и в серебряных конвоях никто не ходил
не всем испанцам быть как у маэстро Сабатини)
Сабатини макаронник и жил в Англии, что он знает о испанской ярости? )

URL
   

Icedearh

главная