Сын бочкаря, родившийся в городке Саарлуисе в начале своего жизненного пути, возможно и не помышлял о воинской славе, пережившей его на два столетия. Сначала писарь, затем помощник управляющего на литейном заводе, в возрасте 21 года вступил рядовым в гусарский полк.
Дальнейшая карьера Мишеля Нея выглядит поистине фантастически:
читать дальше
Маршал Франции в 34 года. Самый молодой маршал в Советском Союзе, маршал авиации Голованов был на 5 лет старше, получив маршальские погоны.
Список битв, в которых участвовал Ней поистине бесконечен, но особо отметить стоит несколько:
Бесспорно, Ней был действительно храбрым человеком - в век войн имена "Храбрейший из храбрых" и "рыжий лев" просто так не даются, тем более непросто получить их из уст самого Наполеона Бонапарта, человека, чью храбрость трудно оспорить.
Список битв, в которых он участвовал впечатляет не меньше, чем его карьера.
Он сражался в Австрии, Испании и России и везде ему сопутствовал успех. Слава Нея гремела по всей Европе. Удивительно, но даже в отступлении Ней умудрился завоевать частичку славы, командуя арьергардом французской армии. Сражавшиеся с ним русские генералы весьма уважительно, признавая его мужество и умение командовать войсками.
Можно сказать, что после Русской кампании удача, можно сказать, начала чаще изменять Нею, как, впрочем и Наполеону. И после удачной для французов "шестидневной войны" изменила окончательно.
И вот тут можно начинается самое странное - Ней одним из первых предложил Наполеону отречься от престола. Как известно, Наполеон отрекся и на престол Франции вступил Людовик "Хрен знает который". Много их было, Людовиков.
После бегства Наполеона с о. Св. Елены Ней вместе со всей своей армией (по некоторым свидетельствам - под давлением своей армии) переходит на сторону Наполеона, нарушая свое обещание Людовику доставить корсиканца живым или мертвым.
Трудно предположить, о чем беседовали Ней и Наполеон, но в результате Ней сражается на стороне Наполеона при Ватерлоо.
Военные историки спорят с пеной у рта, была ли ошибкой кавалерийская атака Нея в битве при Ватерлоо,
www.adjudant.ru/fr-march/images/ney/ney1815-wat...
После того, как англичане устояли против двух атак французской кавалерии, Наполеон, пытаясь спасти положение послал на помощь Нею последние кавалерийские резервы. Кто знал, что на пути кавалеристов встанет упрямый шотландец Мерсер со своими артиллеристами?
По свидетельствам очевидцев, Ней все время был в гуще событий, о чем свидетельствует тот факт, что под ним были убиты пять лошадей (лучшие погибают первыми с.), впоследствии Гюго писал:
Весь в поту, с пылающим взором, с пеной на губах, в расстегнутом мундире, с одной эполетой, полуотсеченной сабельным ударом английского конногвардейца, со сплющенным крестом Большого орла, окровавленный, забрызганный грязью, великолепный, со сломанной шпагой в руке, он восклицал: "Смотрите, как умирает маршал Франции на поле битвы!" Но тщетно: он не умер. Он был растерян и возмущен. "А ты? Неужели ты не хочешь, чтобы тебя убили?" - крикнул он Друэ д'Эрлону. Под сокрушительным артиллерийским огнем, направленным против горсточки людей, он кричал: "Значит, на мою долю ничего? О, я хотел бы, чтобы меня пробили все эти английские ядра!
Железный был человек: после того, как англичане отбили все атаки французской кавалерии, он все еще рвался в бой. К вечеру он шел в атаку во главе одного из гренадерских батальонов императорской гвардии. И снова остался жив.
Правда не слишком надолго - попытка сбежать не удалась и Ней предстал перед судом по обвинению в предательстве Людовика.
В последние минуты жизни Ней проявил свое знаменитое бесстрашие, сам командуя собственным расстрелом.
Некрологом для Нея станут слова Наполеона, впрочем. неоднозначные:
III
«Ней был человеком храбрым. Его смерть столь же необыкновенная, как и жизнь. Держу пари, что те, кто осудил его, не осмеливались смотреть ему в лицо».
Максимы и мысли узника Святой Елены. Рукопись, найденная в бумагах Лас Каза. СПб., 1995. С. 83.
IV
Когда император услышал о его (Нея – С.З.) казни, он сказал, что тот получил по заслугам. «Никто не должен нарушать данное слово. Я презираю предателей. Ней обесчестил себя».
Dunn-Pattison R.P. Napoleon’s marshals. Lnd., 1909. P. 160.
V
«Участь Нея и Мюрата меня не удивила. Они умерли геройски, как и жили. Такие люди не нуждаются в надгробных речах».
Максимы и мысли узника Святой Елены… С. 53.