Как это часто бывало в те времена, история началась с религии и денег. Попытка архиепископа Лоуда принудить шотландцев молиться "по-английски" возмутила горцев столь сильно, что они собрали армию и двинулись на Лондон, горя праведным пресвитерианским гневом. Для короля Карла это было крайне неприятным сюрпризом и, сознавая, что он не успеет собрать войско, способное остановить шотландцев, король согласился на уступки - англичане более не вмешиваются в религиозные дела шотландцев, а кроме того, он платит им отступное.
Если обещать первое было просто, то со вторым возникли проблемы - как и любой уважающий себя король Англии, лишних денег Карл не имел.
Парламентарии, к которым король обратился с пламенной речью, смысл которой заключался в банальном "дайте денег", отказали. Король был разочарован. Король был в ярости.
Когда парламент отказался финансировать подавление мятежа в Ирландии, чаша терпения Карла была переполнена и он решил распустить парламент. Но не тут то было.
Парламент, словно щитом, закрылся недавно принятым законом, запрещающим королю роспуск парламента, король приказал арестовать наиболее злокозненных по его мнению парламентариев, но вот незадача - и парламентарии сбежали и самому королю пришлось от греха подальше сбежать из Лондона в Йорк.
И король и парламент начали собирать армии.
Буквы и картинкиКрахом роялистов стала битва при Нейсби (Нейзби).
На эту битву мятежники возлагали надежды - ее исход должен был решить судьбу Англии. Обе стороны были вымотаны войной, средств для найма новых армий не оставалось ни у роялистов, ни у мятежников. Но мятежников было больше, они реформировали свою армию, превратив толпы неумелых людей с оружием в армию (во многом за счет найма профессиональных солдат, во многом благодаря усилиям Кромвеля и Ферфакса по укреплению дисциплины и обучению солдат). Роялисты, которых было вдвое меньше, чем мятежников все же питали надежды на победу - они не раз уже побеждали превосходящие силы мятежников.
"Армия дворян всегда сильнее армии простолюдинов" - в очередной раз заявил королю принц Руперт, командующий кавалерией.
Король поверил ему. У короля не оставалось выбора, потому что денег на содержание армии у него не оставалось совсем.
Сначало казалось, что Руперт вновь оказался прав - атака кавалерии роялистов - последних рыцарей Англии, верных своему королю, смяла кавалерию Айртона.
Часто ведутся споры - сумели бы роялисты победить, если бы Руперт, увлеченный преследованием, не продолжил преследование кавалерии мятежников, а ударил во фланг пехоте Ферфакса. Думаю, что победа осталась бы за роялистами - фланговый удар кавалерии - это не шутка. Вероятность того, что кавалеристы Айртона, бежавшие с поля боя, сумели бы перестроиться и вернуться в бой не велика - такое случалось нечасто, а если учесть, что сам Айртон был к тому моменту ранен и пленен....
Но Руперт продолжил погоню и вернулся в бой когда было уже слишком поздно.
В центре битвы все так же складывалось неплохо для роялистов - ветераны Карла почти опрокинули пехоту Ферфакса, брошенные в бой резервы роялистов установили шаткое равновесие, которое мог бы нарушить принц Руперт. Но нарушил его Кромвель. Сэру Лонгдэйлу и его кавалерии не удалось остановить "железнобоких" (еще один привет тем, кто считает, что в середине 17 века тяжелые доспехи стали неактуальны). Железнобокие ударили в тыл пехоте.
(Кромвель, не в той битве, но все же)
У короля еще был призрачный шанс - конная стража. Ее атаку на железнобоких он сначала хотел возглавить лично и, со шпагой в руке, двинул коня вперед. Один из придворных, воскликнул: «Ваше Величество, Вам нельзя возглавлять атаку, ибо если Вы погибнете, погибнет всё наше дело!» и увел короля с поля битвы.
Увидев бегство короля, некоторые кавалергарды последовали за ним, но часть все же продолжила атаку. Вероятно, это была небольшая часть, те, кого рассеяли и перебили железнобокие. Руперт все же вернулся, но момент был упущен. Его солдаты еще некотрое время сражались, но переломить ход битвы им было уже не суждено - бегство уже началось.
Мятежники устроили резню, перебив всех, кого смогли догнать.
А король попытался спастись.
А приехал в Уайтхолл....