Читаю статью (признаю, довольно старую, но наткнулся впервые. gorod.tomsk.ru/index-1211921731.php - вот тут.
Фейспалм полный.
Товарищ рассуждает о недостаточной для таранного удара прочности триеры на примере столкновений парусников 18-19 веков.
Этому идиоту не хватило ума сравнить водоизмещения триеры (150-170 тонн) и парусников о которых он пишет (2500-4000 тонн). Не говоря уже о том, что таран это обычно продолжение килевой балки, а не хуерда, примотанная к форштевню. И пробить нужно было не 30-60 см борт линкора времен Нельсона, да еще и на мощном наборе, а довольно тонкую обшивку, усиленную разве что разрезными шпангоутами. Каратисты, ебена мать, доски головой прошибают, а 150 тонный корабль бревном не может. Да, при столкновении кораблей по 2500 тонн каждый прочности древесины не хватит, тут и сталь не вдруг выдержит.
Да, здравое зерно в его рассуждениях есть - от таранного удара отказались во многом потому, что рост размеров корабля сделал таранный удар опасным и для того, кто его выполнял, но была и еще одна причина - развитие парусного вооружения. С появлением высоких мачт и развитым рангоутом и такелажем, а особенно бушприта, таран стал опасен для тараянщего - при ударе бушприт ломался почти гарантированно, а при сильном ударе можно было потерять и мачты. Вот это было бы прискорбно. Дополнительной причиной было изобретение греческого огня, куда более серьезной вещи, чем таран. Собственно, раздача плюшек, которую устроили византийцы флоту товарища Игоря, подтверждает - немного крупных кораблей с огнеметами - много лучше армады малых ладей, на которых почти все боеспособные парни заняты академической греблей.
Гребные корабли уступили место парусникам отнюдь не потому, что парусники были лучше вооружены. Если сравнить вооружение галеаса с парусником того же периода, то галеас не уступит. Но вот содержание галеаса с его полуторатысячным экипажем и галеона с 300-400 людьми - вещи разные. Кроме того, попытка использовать гребные корабли вне Средиземного моря успехом не увенчалась - мореходность у них тащемта никакая.
Пиратские шебеки, парусно-гребные шлюпы - эти корабли вполне себе успешно существовали еще в 18-19 веках.
Мораль сей сказки такова - альтернативные историки очень любят разносить в пух и прах историю, вооружившись изначально ложными посылами.
Увы.