На гобелене из Байе Вильгельм Завоеватель вез лошадей - основу мощи своей кавалерии на обычных боевых ладьях (читаем - драккар), хотя и греки и римляне задолго до него лошадей возили на торговых кораблях. Возможно, что тут ткачихи королевы Матильды допустили неточность, а может быть у него просто не было торговых кораблей в достаточном количестве. В принципе, у норманнов были кнорры (торговый корабль), на которых можно было везти лошадей с бОльшим удобством, но на гобелене их нет. Еще одной причиной перевозки лошадей на драккарах может быть нежелание Вильгельма снижать скорость передвижения флота - все-таки толстопузому кнорру за драккаром не угнаться.
Много букв и картинок.Тем не менее, вскоре после Вильгельма предпринимаются попытки создать более крупные, чем драккар корабли. Напомню, что драккар по сути не был боевым кораблем, предназначенным для морских сражений, это, скорее, было средство доставки воинов к месту битвы. Это мнение подтверждается еще и тем, что самое крупное сражение флотов из драккаров (в бухте Хьерунга) закончилось.... на суше. Ну и при случае можно было пойти на абордаж, отчего бы и нет. И как раз-таки опыт перевозки лошадей через Ла-Манш заставляет корабелов искать пути увеличения грузоподъемности и вместительности кораблей.
Подобные попытки предпринимались и раньше, но отсутствие кавалерии позволяло обойтись и небольшими (средний драккар в длину не превышал 20-25 метров) кораблями. Сначала предпринимаются увеличить корабль "во все стороны", как это сделал Олаф Трюгвассон, построив 68 (!) весельный "Великий Змей". Но оказывается, что деревянный корабль длиннее 30-35 метров (в лучшем случае - 40, хотя самый большой найденный драккар имел длину 30 метров), при тех технологиях строительства, что были у северян, оказываются неспособны пережить шторма Северного моря и Атлантического океана. Чрезмерная длина и отсутствие достаточно прочного набора не обеспечивают достаточной прочности. Тут хочется с радостью отметить, что педивикия и некоторые реконструкторы упоминают фантастическую длину драккаров в 60 метров. В свое время я уже бухтел о "супер джонках", так же упоминающихся в педивикии и сейчас с готовностью заявляю - 60 метровый драккар это из области 8-ми пудовых одноручных мечей.
И корабли начинают расти вверх и вширь. Так, драккары имели отношение ширины (по миделю) к высоте от киля до планшира составляет примерно 1:3, драккар имеет очень небольшую осадку, а боевые корабли 12-13 веков имеют отношение ширины к высоте уже 2, а иногда и 1,5. У военных кораблей появляются площадки для лучников на носу и корме, постепенно из простых настилов, огражденных жердями, они становятся частью корпуса.
Торговые корабли тоже меняются - становясь все шире и постепенно превращаются в роундшипы (на материке аналогичные корабли зовутся коггами, что тоже означает "круглый", но они имеют принципиальные отличия от роундшипов).
Английский роундшип.
Именно на них появляется очень важное нововведение - навесной руль.
Первое судно с навесным рулем, 1180 год.
До того для управления кораблем использовалось рулевое весло (одно, два или даже несколько, как это было у египтян). Эффективность навесного руля с румпелем оказалась настолько велика, что он очень быстро завоевывает популярность и прочно занимает место на ахтерштевнях не только северных, но и средиземноморских кораблей.
Один только навесной руль дает толчок к увеличению размеров кораблей. Увеличение осадки и, соответственно, устойчивости к боковому сносу дает кораблям возможность ходить круче к ветру, увеличивая значимость парусов. "Пузатость" торговых кораблей растет, можно сказать, не по дням, а по часам, к 12 веку достигая соотношения длины к ширине 2.5 и даже 2.2 к 1, что делает их не слишком быстрыми, зато чрезвычайно вместительными.
На материке торговцы заметно отличаются от английских роундшипов - у когга (как уже говорилось, тоже считающегося круглым кораблем) прямой киль, прямые штевни, как форштевень, так и ахтерштевень. Это нехитрое усовершенствование сделало когг более технологичным и дешевым в постройке по сравнению с роундшипом. В 13 веке когги уже вовсю щеголяли навесными рулями, позаимствованными у роундшипов, росли и обзаводились дополнительными мачтами.
Использовались когги и как военные корабли.
Примеры французского и английского военных кораблей 13-14 веков.
Значение парусов постоянно увеличивается - корабли обзаводятся дополнительными мачтами, на мачте появляется уже не один, а два паруса, что облегчает управление ими.
В случае с английским кораблем нужно отметить влияние средиземноморского судостроения - на бизань-мачте косой парус, характерный для средиземного моря.
Весла на военных кораблях сохраняются, но играют лишь вспомогательную роль.
Когг так же стремительно эволюционирует. Новым толчком его развития служит появление бомбард, ставших его основным оружием.
Когг вырастает до весьма значительных размеров - 500-600 тонн водоизмещения и вооружается значительным количеством огнестрела - самые крупные когги несут по два десятка орудий.
Ганзейский когг 15-16 века.
На средиземном море в это время в качестве боевых кораблей царствовали галеры, что позволило торговым кораблям специализироваться (в отличие от североевропейских, у которых было много общего с военными). И средиземноморье породило неф и каравеллу. Неф - это чрезвычайно вместительный торговый корабль, быстро выросший в размерах и к концу 15 века достигший водоизмещения в 500 тонн.
Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, неф не был неуклюжим и тихоходным - площадь парусов нефа чуть ли не в десять раз больше площади парусов драккара, а использование косых парусов и глубокая осадка позволяли нефу идти очень круто к ветру и делали его весьма маневренным. При крепком ветре даже галере пришлось бы потрудиться, чтобы угнаться за этим толстяком.
Дальнейшей эволюцией нефа стала каракка.
Размеры этих кораблей были поистине чудовищны, если сравнить с роундшипами, чьей отдаленной родней они и являются. Самые крупные каракки достигали водоизмещения в 1000 и более тонн, но это было позже и было это скорее исключением, чем правилом. Одним из таких исключений была Мери Роуз.
Самой известной караккой является "Санта-Мария" Колумба, которую постоянно обзывают каравеллой.
Одна из реконструкций Санта-Марии. Обратите внимание - фок и грот мачты несут прямое парусное вооружение, характерное для каракки.
Крупная карвелла, Португалия, 16 век. Разница с караккой заметна невооруженным взглядом - парусное вооружение Санта-Марии - это паруса каракки.
С чего, собственно, начиналась каравелла?
Изначально это небольшое торговое судно с двумя мачтами, несущими латинские паруса. Со временем латинский парус на фок-мачте заменили прямым, но на грот-мачте остался латинский парус. Увеличение количества мачт ничего не поменяло - только фок-мачта несла прямые паруса, а остальные мачты - латинские. Это справедливо и для трехмачтовых и для четырехмачтовых каравелл. Еще одной отличительной особенностью каравелл был возврат к обшивке встык, что снижало сопротивление корпуса и обеспечивало бОльшую скорость каравеллы при прочих равных. Собственно, после появления каравелл к гладкой обшивке постепенно переходят кораблестроители всей Европы.
Небольшая каравелла, возможно именно так выглядела "Пинта" или "Нинья".
Продолжения и изменения следуют. Споры и уточнения по теме приветствуются
Корабли 11-16 веков.
На гобелене из Байе Вильгельм Завоеватель вез лошадей - основу мощи своей кавалерии на обычных боевых ладьях (читаем - драккар), хотя и греки и римляне задолго до него лошадей возили на торговых кораблях. Возможно, что тут ткачихи королевы Матильды допустили неточность, а может быть у него просто не было торговых кораблей в достаточном количестве. В принципе, у норманнов были кнорры (торговый корабль), на которых можно было везти лошадей с бОльшим удобством, но на гобелене их нет. Еще одной причиной перевозки лошадей на драккарах может быть нежелание Вильгельма снижать скорость передвижения флота - все-таки толстопузому кнорру за драккаром не угнаться.
Много букв и картинок.
Продолжения и изменения следуют. Споры и уточнения по теме приветствуются
Много букв и картинок.
Продолжения и изменения следуют. Споры и уточнения по теме приветствуются