Еще в 2010 году читал новость, что Россия, де, собирается строить авианосец. Сейчас снова наткнулся на эту, ставшую уже боянистой, новость. Летом 2010 года главком ВМФ бил себя пятками в грудь, утверждая, что технический проект авианосца будет готов уже к концу года. При этом не было утверждено даже предполагаемое водоизмещение авианосца.
Цитирую:
"Даже по поводу водоизмещения. Перед конструкторами поставлен ряд требований. Если они смогут засунуть все в спичечный коробок, то пожалуйста. Если получится такой же, как у американцев (более 100 тысяч тонн), то пусть обоснуют" - так передают слова главкома и это, граждане, толстеньки ПЭ.
Это означает, что на момент интервью не было даже эскизного проекта авианосца, не было технического задания, не было даже понимания того, что от этого авианосца хотят и как его собираются использовать.
Среди требований к перспективному авианосцу главком назвал обеспечение противовоздушной обороны, способность поддерживать оперативный режим в мирное время, а в военное авианосец должен обеспечивать завоевание господства в воздухе.

Это прекрасно. Учитывая, что флот США (все еще основного вероятного противника) насчитывает 11 АУГ, да плюс английский и французский авианосцы, мощь этого корабля должна быть эпична. Или таких кораблей должно быть не один и не два.
Что касаемо размеров авианосца. Мериканы не зря клепают свои авианосцы в 100000 тонн - это позволяет не только создать действительно мощную авиагруппу (надо мощнее - возьмем два, три или четыре авианосца, какая херня!), позволяющую одному авианосцу решать действительно широкий круг задач (в отличие от французского Шарля де Голля, например, который не может эффективно бороться с ПЛ ввиду отсутствия противолодочных самолетов и вертолетов). Кроме того, на крупном корабле гораздо проще обеспечить безопасную посадку самолетов и разместить паровые или электро-магнитные катапульты для запуска. В принципе, 50-60 тысяч тонн - это уже корабль достаточно большой для обеспечения нормальных полетов и более-менее сильной авиагруппы, но противником-то у него будет авианосец типа Нимиц или Форд, если говорить о перспективных авианосцах. Фактически, если делать 50000т авианосец, то его авиагруппа вряд ли превысит авиагруппу старичка Мидуэя во время вьетнамской войны (65 самолетов), а скорее всего будет меньше, потому как самолеты с тех пор подросли, то есть вряд ли более 50. На борту Форда планируется авиагруппа из 75 самолетов, вертолетов и БПЛА. То есть для плясок на равных самолеты на нашем авианосце должны быть в полтора раза эффективнее, чем на Форде, что кажется не очень-то выполнимым.
Дальше интереснее - по поводу времени проектирования. Для примера - США, имеющие огромный опыт проектирования и строительства авианосцев затратили на проектные работы по Форду 5 лет. Это при том, что Форд, по сути - это глубокая модернизация Нимица. А наш главком обещал полгода и проект.
Думается мне, что воз и ныне там - скорее всего сейчас, в конце 2011 года едва-едва разработан эскизный проект и, может быть, товарищи адмиралы умудрились договориться, чего они хотят от корабля. По самым моим оптимистичным оценкам проект завершат за пять лет и корабль все-таки будет заложен. Строительство авианосца - это как минимум 4-5 лет, однако, учитывая отсутствие опыта строительства кораблей такого класса (авианедоносцы, строившиеся в советское время это все-таки не то, да и когда это было) и усилия по развалу оборонки, корабль вступит в строй не раньше, чем в 2020 году. К тому времени у Великобритании будет два новых авианосца, авианосцы будут и у Китая.
Как это ни прискорбно, но господства в воздухе один авианосец не обеспечит ни на северном, ни на тихоокеанском флоте.
Да, авианесущие корабли необходимы, да, разработки и строительство нужно вести усиленными темпами.
Надеюсь, что мои оценки пессимистичны и уже через пару лет северный флот возглавит суперавианосец, а следом за ним вступит в строй еще десяток таких же кораблей. Но это к сожалению вряд ли.