А вот реальная история XII века. Король Франции Людовик VI Толстый поссорился со своим могущественным вассалом графом Тибо Шампанским. Граф просил помощи у императора Священной Римской империи – как тогда назывались фактически германские короли. И что же? Император, считая себя выше простого короля, требует от короля примириться с графом Тибо. Король Людовик объявляет императору войну, созывает своих вассалов. И что же? И вассал короля, граф Тибо, идет служить своему обидчику против своего заступника. Потому что он дал такую клятву.
с. Д. Харитонович. Рыцарская доблесть, рыцарская верность, рыцарская честь
Тибо II Шампанский, он же Тибо IV Великий де Блуа (а это мог быть только он, если судить по времени правления Людовика Толстого и его войнам), если что, был союзником английского короля Генриха Вильгельмовича по причине близкого родства - Генрих был его родным дядей. При этом он сам очень активно расширял владения предков, из владетеля скромного графства Труа став графом всей Шампани. Причем сам по себе став довольно таки крупным сюзереном, приняв вассальную присягу у более чем дюжины не столь мощных владетелей (среди которых между прочим и графы попадались). У Людовика, между тем, были серьезные причины для обиды на Генриха и его родственника Тибо - Генрих оттяпал у Людовика Мэн, Алансон и едва не оттяпал голову, победив его в поединке (между прочим, идея принадлежала самому Людовику, решившему в поединке решить вопрос притязаний на сюзеренитет над Мэном и Бретанью). Что же касается императора Священной Римской Империи, Генриха V, то он был зятем и союзником Генриха Вильгельмовича на момент войны между его державой и Францией. Показательно так же, что владения графов Шампани и Блуа (то есть Тибо и его ближайшей родни, не считая даже английского дядю) были больше владений французского короля. То есть в принципе Тибо вполне мог себе позволить ссориться с Людовиком без всяких обращений к императору Генриху V или его преемнику Лотарю.
В свете всей этой близкородственной грызни история про ссору Тибо и Людовика кажется не слишком реалистичной.
Однако во время войны между Генрихом и Людовиком один курьез все же случился - битва при Бремюле. Это был, своего рода, рыцарский междусобойчик. Из 400 французских и 500 англо-норманских рыцарей после тяжелого, напряженного и люто кровавого боя погибло.... Трое французских рыцарей, причем по свидетельствам летописцев они были затоптаны лошадьми, упав на землю. Пленных французов было около 140.
Столь низкие потери можно объяснить тем, что многие из этих ребят знали друг друга, жили рядом, встречались на турнирах