Немного о бомбардирских кораблях.
коротенькоИдея поставить на корабль мортиры была не нова, но французы были первыми, кто построил для этого специальные корабли.
Первый корабль специальной постройки Террибль при водоизмещении всего в 250 тонн нес две мортиры по 18 фунтов и шесть шестифунтовок, чуть более поздний Бриллиант при вдвое меньшем водоизмещении нес две 18 фн мортиры и (по французским данным) 8 6-ти фн пушек.
Всего через три года англичане ответили 140 тонной "Саламандрой" с 12.5 дюймовыми мортирами и 10-ю легкими пушками.
"Саламандра" появилась как дань эффективности французских галеотов, прекрасно зарекомендовавших себя в бомбардировках Алжира, Генуи и Триполи в 1682-85 годах, но имели значительно более мощные мортиры.
Бомбардировка Алжира.
Секрет бомбардирских кораблей заключался в конструкции корпуса с мощным подкреплением палубы
В 1702 году во время захвата Гибралтара и последовавшего за этим морского сражения бомбардирские корабли показали себя и в морском бою - английским артилеристам удалось повредить несколько французских линкоров еще до начала боя, открыв огонь с большой дистанции, а затем продолжая бомбардировку, находясь за линией кораблей. Надо отметить мастерство наводчиков - попасть в относительно небольшой да еще и движущийся корабль из не слишком точной и совсем не скорострельной мортиры - это дорогого стоит.
И все же основным назначением бомбардирских кораблей была именно бомбардировка береговых укреплений с дистанции недоступной для пушек, стрелявших прямой наводкой.