Неудачные флагманы шведской короны.
Флагман разШвеция в начале 17 века вела сразу три войны - с Данией, Россией и Польшей и все эти войны унаследовал юный Густав II Адольф, которому предстояло стать самым известным королем Швеции. Войну с Данией Густав закончил заключив мир и сохранив за собой спорную крепость Эльфсборг, выплатив датчанам чудовищную по тем временам сумму в миллион талеров (30 тонн серебра в монетах), Россию победил, обеспечив в будущем головную боль Петру Алексеевичу с выходом к Балтийскому морю, а война с Польшей, прерываемая перемириями, затянулась надолго.
Победа над Россией и необходимость ведения боевых действий за морем (путь по суше через Финляндию, хоть и возможный, был не слишком удобен) обострили необходимость в сильном флоте, способном тягаться не только с ближайшими соседями (Дания, Польша, Пруссия, тогда еще зависимая от Польши, но относительно самостоятельная), но и защитить интересы растущей империи от действующих игроков высшей лиги на море - Испании, Голландии, обретающей все большую силу как морская держава, несмотря даже постоянные войны, которые она вела, Англия и Франция.
Шанс у короля был и весьма значительный - Испания, ослабленная потерями в авантюре с Непобедимой Армадой и постоянной грызней с Голландией, была уже не столь могущественна, Англия, при Якове первом не уделявшая флоту особого внимания, отставала от соседей по качеству кораблей, Франция так же не могла похвастать особыми достижениями в кораблестроении, больше внимания уделяя армии, чем флоту. Голландия же была слишком занята Испанией, чтобы обращать взор на Швецию.
Проблема была в том, что Швеция была не слишком богата (несмотря на то, что уже тогда была одним из основных экспортеров железа и меди в Европе) и казна была истощена войнами, а стороительство кораблей - дело дорогое. Тем не менее Густав Адольф начал строить флот и весьма в этом преуспел - шведские галеоны во время шведского периода 30 летней войны доминировали на Балтике полностью.
Несмотря на довольно тяжелое положение шведов в Польше был заложен флагманский корабль, названный в честь королевской династии: Васа.
Васа должен был стать самым большим и могучим кораблем мира. Кроме того он должен был стать одним из самых быстрых кораблей - мастер Хенрик Хюбертссон уменьшил относительную ширину корабля, что должно было, вместе с большой площадью парусов, обеспечить Васе высокую скорость. Король уделял строительству корабля огромное внимание (возможно в этом и кроется причина неудачи, ведь несмотря на прекрасное образование, король не был корабелом). По его требованию вооружение корабля было дополнительно усилено (по сравнению с первоначально планировавшимся).
Пушки для корабля отливались здесь же, в Стокгольме.
В 1628 году корабль был достроен и готовился к первому плаванию, по случаю чего планировались торжества. Однако вместо торжеств произошла трагедия - перегруженный пушками, слишком узкий для столь мощного вооружения, корабль затонул, накренившись при порыве ветра и набрав воды открытыми портами (расположенными слишком низко к воде, как следствие перегрузки и не самого удачного проекта), погубив полсотни человек. Взбешенный Густав Адольф потребовал провести расследование и наказать виновных, но.... Но расследование показало - виноваты умерший год назад главный кораблестроитель Хенрик Хюбертссон и сам король, утвердивший чертежи. А хозяин верфей и сменивший Хюбертссона кораблестроитель все сделали по чертежам и контракту. Извините, Ваше Величество.
Сейчас поднятый Васа находится в специально построенном музее в Стокгольме, рядом с музеем Севера (тоже специально построенном как музей, но больше похожем на сказочный королевский дворец - моя цель при следующей поездке в Стокгольм, обязательная к посещению)
Скажу сразу же: вблизи корабль производит невероятное впечатление - он огромен, величественнен и красив, несмотря даже на то, что века проведенные на дне моря лишили его украшений, такелажа и парусов, несмотря на то, что на нем теперь нет пушек.... Стоя рядом с ним, глядя на борта высотой с крепостную стену и толщиной больше фута, проходя мимо кормы, возвышающейся, словно замок, ощущаешь некоторый трепет - почти не верится, что корабль построен почти четыре века назад, из которых три с половиной он провел на дне моря.
Нельзя не восхититься подвигом шведских водолазов под командованием Альбректа фон Трейлебена, умудрившихся в середине 17 века поднять 53 из 64 пушек Васы. Для того, чтобы понимать о чем идет речь: в 20 веке операция по подъему пушки с затонувшего корабля занимала целый день и велась водолазами в скафандрах, которым было не холодно и не нужно задерживать дыхание при выходе из водолазного колокола, как водолазам 17 века. Ствол 24 фунтовой пушки весит как минимум 1.5-2 тонны. Представляя себе работу тех, давних водолазов я могу только молча восхищаться их мужеством и упорством.
Хитрые французы, пристально наблюдавшие за строительством Васы, учли ошибки шведов и спустя несколько лет построили один из лучших кораблей начала 17 века - Корону, ставшую, фактически, эталоном для французского кораблестроения на много лет вперед.
Про второго неудачного флагмана шведского флота расскажу завтра.