Опоздавшие рыцари Смоланда
читать дальшеРыцарские традиции Европы в 16 веке то пытались возрождаться, проявляясь в "Войне в кружевах", порой доходя до абсурда, то агонизируя в кровавой грязи 30-летней войны, в которой частенько население захваченных городов после захвата вырезалось чуть ли не поголовно, но чаша весов склонялась к агонии. Швеция, в которую рыцарские традиции пришли с некоторым запозданием, отставала от прогрессивной Европы и в этом. Во время 30-ти летней войны шведские солдаты были просто идеалом рыцарственности и благородства, если сравнить их, например, с такими парнями, как лисовчики. Да, знаю, что сравнение не слишком корректно - регулярная армия Густава-Адольфа и наемный сброд со всех концов шляхетной Польши, но самое забавное, что среди лисовчиков было куда больше "шляхетных панов-лыцарей", чем среди кавалеристов Густава-Адольфа.
Потомки язычников, против которых полтыщи лет тому назад созывались крестовые походы, жители Смоланда стали костяком одного из лучших кавалерийских полков короля-воина. Полк отличался отменной дисциплиной и был гордостью Густава наравне с его знаменитыми пушками и лучшими пехотными полками. По сути это была гвардия, рыцари, далеко не все из которых были рыцарями по рождению.
Смоландский полк, для которого Густаву удалось набрать настоящих кирасирских лошадей, здоровенных и огроменных коняг, способных нести воина в тяжелых доспехах, вполне мог тягаться с имперскими кирасирами, не уступая им ни в вооружении, ни в боевом духе. Смоландский полк долго не подводил короля, немалая доля в победах шведов принадлежит закованным в сталь смоландцам.
Они опоздали всего один раз и этот раз стал роковым для короля - в битве при Лютцене Густав лично повел полк в атаку на имперские кирасирские полки, потеснившие левое крыло шведов под командованием генерала Браге. Полк под командованием подполковника, заменившего раненного комполка, отстал от короля (шведы рассказывают, что из-за плохого зрения он не заметил, что полк отстал) и король остался в сопровождении нескольких воинов. Смоландский полк под огнем противника построился и рванул в атаку, но было уже поздно - Густава дважды ранили, в руку и в спину. Герцог Саксен-
Лауенбургский перетащил короля на свою лошадь, чтобы увезти с поля боя, но увезти его не успел - на него напали несколько кирасиров и, отбиваясь от них герцог не смог удержать короля на лошади. Сам он спасся, а вот короля добили.
Шведы считают, что войска впали в такую ярость, узнав, что король убит, что одержали победу. Надо сказать, что победившими себя считали обе стороны, но официально победителями считаются шведы - Валленштайн тогда отступил (что, кстати, стоило ему впоследствии жизни - его обвинили в заговоре и убили, но это совсем другая история). Победа получилась пирровой - при Лютцене синяя и желтая пехотные бригады и Смоландский кирасирский понесли чудовищные потери, сохранив разве что знамена и честь. Погибла большая часть ветеранов и стали они уже не те.
Кто знает, как все повернулось бы, если бы смоландцы не отстали от Густава-Адольфа? Быть может, он объединил бы под своей властью Швецию, Данию, Померанию, Богемию и Польшу, как мечтал? Случись это, смог бы Петр Первый выйти к Балтике? Не факт...
К счастью дла Петра история не знает сослагательного наклонения.
А вот шведы помнят Смоландский кирасирский со мешанными чувствами гордости и некоторого стыда - они были настоящими воинами, но все же опоздали на помощь своему королю. Рыцари, которые опоздали, целый полк Ланселотов.