читать дальшеМой прадед по молодости подался в революционеры. Попал в плен к деникинцам, но не был ни расстрелян, ни повешен. По решению деникинского командира революционеров решено было сечь розгами, по сто ударов на брата. Тоже не подарок, многие под розгами и умерли, а вот прадеду повезло - на 50-м ударе экзекуцию остановили и его отпустили, строго наказав с красными больше дела не иметь. Пока суть да дело, красная власть победила, прадед понемногу пришел в себя. Женился, пошли дети.
Он решил воплотить в жизнь свою мечту и переехать на Дальний Восток, переехал вместе с семьей. И вот тут-то прошлое его догнало - во влажном климате плохо зажившие рубцы на спине воспалились и он умер от заражения крови, оставив молодую вдову с тремя сыновьями. Прабабушка вернулась к родственникам в Казахстан, куда их семья переехала с Дона еще при царской власти. Там тоже было не сладко и дед 9 месяцев в год пас свиней. А в октябре шел учиться в школу. Самое удивительное, что ему удавалось очень быстро догонять одноклассников и вскоре он начинал решать задачки по арифметике отстающим.
Сын местного "национального кадра", казахского колхозного босса по имени Капас, по словам деда глупый и довольно жадный паренек, платил ему за решение задачек едой. После пары попыток обмануть - предоплатой. Еду дед нес домой и делил с младшими братьями. Хоть не голодали - говорил он и смеялся - я, говорит, свиней пас и то решал, а Капас этот корноухий не мог. Ему нравилось учиться, моему деду, но полноценное образование ему получить так и не удалось. Сначала война, куда он ушел в 17 лет добровольцем, приписав себе год, а потом работа и семья. Обе попытки пойти учиться в вечерей школе как по злому волшебству закончились неудачей - оба раза ДТП - отправляясь сдавать документы в вечернюю школу, чтобы получить законченное среднее образование и потом поступить в институт, дед попадал под машины, хотя и видел хорошо и был человеком внимательным. После второго раза он больше и не пытался, хотя часто об этом жалел.