После Иберийской Унии почти все владения португальской короны стали испанскими, за исключением Азорских островов, на которых началась нешуточная заваруха.
Часть островов признали власть испанского короля, часть не признали и их тотчас поддержали Франция, Голландия и Англия, не объявляя, впрочем, официальную войну Испании.
Приор мальтийских рыцарей, бастард принца Луиша, Антонио из Кратау, чьи притязания на португальский трон были, пожалуй, куда сомнительнее, чем у Филиппа 2-го, занял часть островов при поддержке оплаченного французами кондотьера Филиппо Строцци, нанес поражение войскам Педро Вальдеса. Наемники показали себя весьма неплохо, применив военную смекалку. Пожалуй, это один из немногих достоверно известных случаев, когда удалось разбить крупный отряд аркебузиров с помощью... стада коров. Наемники погнали на испанцев стадо местных полудиких коров и, воспользовавшись замешательством, которое это вызвало, добили и обратили в бегство тех, которых коровы не потоптали. Вальдеса, который начал боевые действия без приказа, за этот эпичный бой посадили в тюрьму, а мятежниками решили заняться серьезно на следующий год.
И действительно подошли к вопросу со всей благородной ненавистью.
Командующим был назначен дон Альваро де Басан.
Это был настоящий морской волк или даже волкодав, достойный представитель династии флотоводцев, имевший огромный опыт командования флотом, как в морских сражениях, так и при высадке десантов.

Многие помнят его по несколько более поздним событиям, но это совсем другая история.
в 1582 году планировалось собрать флот и десант, чтобы выбить с Азорских островов как мятежников Антонио, так и французов. Де Басан стягивал в Лиссабон корабли и солдат, когда разведка доложила о том, что французский флот собирается напасть на острова Сан-Мигел и Санта-Мария и захватить «золотой флот». Басан с лучшими своими кораблями выдвинулся к Азорским островам и опоздал лишь немного - французы успели высадиться на Сан-Мигель, но не успели взять его столицу, Понта-Делгада.
Первое столкновение произошло 24 июля 1582 года между островами Сан Мигель и Санта Мария

Ветер и численное превосходство были у французов. Сражение началось вяло, перестрелка велась с большой дистанции, потери в людях были невелики, корабли с обеих сторон получили небольшие повреждения.
25 числа обе стороны чинили повреждения, ночью испанцы отослали два транспорта с войсками, скорее всего потому, что в морском бою от них было бы мало толка.
26 числа эскадры находились на расстоянии около 3 миль друг от друга, испанцы снова проигрывали ветер.
Еще одной проблемой испанцев было то, что один из самых крупных галеонов, Сан Матео несколько отстает от эскадры, испанцы пишут, что он буксирует транспорт со сбитой мачтой.

Французы догоняют и атакуют Сан Матео

Де Басан с самыми мощными из своих кораблей идет ему на помощь, остальные корабли должны вступить в бой чуть позже, их задача не артиллерийская дуэль, а абордаж.
Дон Лопе де Фигероа, капитан Сан Матео, который французы решили взять на абордаж, оказался доном расчетливым и хладнокровным, его корабль открыл огонь по нападавшим практически вплотную. При этом преимущество в высоте борта и наличие на борту большого количества аркебузиров и мушкетеров на борту позволяет ему успешно обороняться от четырех кораблей. Впрочем, становится жарко (настолько, что после боя испанцам с трудом удалось довести корабль до порта, а это всего 18 миль).
От ближайшего испанского корабля (Сан Педро) Сан Матео отсекают четыре корабля французов, что делает невозможным прийти ему на помощь. Собственно, Сан Педро на этом этапе и не пытался прорваться к Сан Матео.
Пока Сан Матео отчаянно сопротивлялся французам, Де Басан по большой дуге обогнул корабли Строццо и теперь уже инициатива и ветер были у испанцев.

Де Басан на Сан Мартине атаковал флагман Строццо и довольно быстро отправил его на дно, самого Строццо, раненого в живот, доставили на допрос к де Басану. После непродолжительной беседы отправили за борт.

Разгром французов был полным, два корабля сгорели, два утонули, еще шесть были захвачены, остальные спешно ретировались. Как выяснилось - не зря.
Де Басан приказал казнить всех французов старше 17 лет (гуманизм не чужд этому идальго), аргументируя это тем, что Франция с Испанией не воюет, значит все эти парни - пираты. а пиратам пощады быть не должно.
Это решение, надо сказать, шокировало французов, которые, в лучших традициях, были уверены, что их-то как раз не за что.
На следующий год де Басан прибыл с более чем 15000 солдат и предложил Антонио из Кратау сдаться на милость короля Филиппа 2, но получил отказ. Испанцы пишут, что дон Басан выразил понимание мотивов дона Антонио и отдал приказ о начале высадки. После непродолжительного сопротивления англичане и французы сдались (и были отпущены на родину).
Антонио удалось бежать во Францию, его сторонники, которым бежать не удалось, были казнены.
У испанцев бытует мнение, что если бы де Басан не умер на кануне выхода Непобедимой Армады (отчасти его детище) и командование не перешло бы к Медина Седонии (который, кстати сказать, был категорически против идеи командовать Армадой, прекрасно осознавая свою некомпетентность в деле командования флотом), то все могло бы сложиться иначе и весь мир говорил бы по-испански. Это еще один сюжет для писателей руками в жанре альтернативной истории, а наша история заканчивается на Азорах. Победой испанцев.