Жизнь хороша!
Пожалуй, в истории человечества нет неинтересных периодов. Интересность любого периода определяется только личными привязанностями, так, например, мне сейчас интересен 16 век.
Интересных личностей в это время было море.
И вот как раз в море-окияне орудовал тот товарищ, о котором я хочу упомянуть.

Он родился в 1540 году в семье священника. По разным данным его семья либо владела 180 акрами земли, что вобщем-то неплохо, либо влачила довольно жалкое существование и домом им служил старый корабль. Честно говоря, мне кажется странным, что у священника не было дома, но всякое бывает. У священника Эдмунда было двенадцать детей, старшего звали Френсисом. Если принять во внимание, что в Англии земельный надел наследовал старший сын, я могу предположить, что Эдмунд не был старшим сыном в семье Дрейков, или был лишен наследства, или же дедушка Дрейк тем или иным способом лишился земли.
Почему? Да потому, что в возрасте десяти лет юный Френсис поступил юнгой на торговый корабль. Полагаю, что Френсис был весьма харизматичен, потому как владелец и капитан этого корабля, 50-ти тонного барка "Юдифь" завещал его Дрейку. В возрасте 21 года Френсис стал владельцем и капитаном "Юдифи". Кроме прилежания в морском деле и харизмы в багаже юного капитана был еще и неспокойный нрав и жажда золота, хотя в то время это было едва ли не обязательным, чтобы стать успешным. Впрочем, как и сейчас.
Но в те времена проблема добычи денег решалась зачастую не самыми законными и гуманными с нашей точки зрения способами. Для Дрейка таким способом стала торговля "черным деревом". Гвинейские негры - хороший товар для колоний. Участие в нескольких экспедициях за "деревом" и последующие рейсы на Гаити и в другие колонии Вест-Индии характеризуют Дрейка как отчаяного человека и прекрасного капитана (плавание на 50 тонном барке на такие расстояния да еще и с беспокойным грузом - это не шутка). В этом деле у Дрейка был хороший наставник - Джон Лоувел ходил в Гвинею почти как к себе домой.
Интересно, что подавляющее большинство негров были проданы в рабство своими же "черными братьями", европейцам даже не надо было самостоятельно ловить рабов - достаточно было их купить по дешевке, а потом перевезти через океан и продать выживших многократно дороже. Надо сказать, что работорговля обеспечивала процветание прибрежных черных королевств - чуть ли не 90 % дохода обеспечивала работорговля. А поставки европейских товаров и оружия обеспечивали несомненный военный и торговый приоритет над соседями.
Ничего предосудительного в такой торговле никто не видел, даже выдающийся гуманист того времени мьсе Вольтер в «Метафизическом трактате» (опубликован в 1734 году, что гораздо позже описываемых событий) писал: «Белый превосходит негра так же, как негр — обезьяну, а обезьяна — устрицу». Не могу с ним не огласиться, Вольтер все-таки.
Тем не менее, прибыли от работорговли не были фантастически большими. Хоть спрос и был велик, но не малым было и предложение. В результате некоторые рейсы, когда потери "дерева" из-за болезней или бунтов оказывались больше обычного, рейс мог оказаться в целом убыточным.
И Дрейку захотелось чего-то более прибыльного. Как раз в это время его родственник собирал эскадру, чтобы с благословения Её Величества напасть на побережье Мексики и как следует пограбить обосновавшихся там испанцев. Дрейк отправился с ним. Но удача в этот раз отвернулась от Джона Хокинса (не путать с Джимом Хокинсом! :)) и потрепанную во время сильного шторма эскадру под командованием Джона Лоуэла крепко прихватили за жабры испанцы. В отличие от Лоуэла, к Дрейку Фортуна была весьма благосклонна и единственный корабль, ускользнувший от испанцев принадлежал именно ему. Лоуэл расстался с жизнью, Хокинс понес убытки, а Дрейк, вернувшись на родину женился на девушке Мэри.
Он овдовел через 12 лет, причем брак не принес ему детей, что не удивительно, потому как Дрейк слишком много времени проводил в море.
В 1572 году Дрейк на двух кораблях (небольших, но достаточно быстрых) отплыл из Англии. Откуда он взял корабли или деньги на них я так и не понял. Остерегусь строить предположения, приму как факт. "Лебедь" и "Паша" направились к Панаме, чтобы пощипать перья у испанцев. На берегу у Дрейка не сложилось, испанцы отбили атаку пиратов и дажэе ранили самого Френсиса (еще один факт, подтверждающий, что теория о 100% смертности от ранений, в том числе легких до появления антибиотиков, которую частенько высказывают в том же обоснуе, мягко говоря не совсем справедлива), но он не унывал. Поджидая крупную добычу Дрейк грабил всех, кто попадался него на пути и вместе с тем изучал "возможности рынка", разведывая и разнюхивая все что мог об испанцах.
Ему не очень везло - караван с серебром ускользнул у него из под носа, добыча в небольшом испанском городке оказалась не очень велика.
Удача пришла к нему в облике французского корсара Гийома Лететю. Объединив силы французы и англичане успешно напали на испанский караван и захватили груз серебра. И те и другие оказались не слишком жадными и честными со своими подельниками и в результате расстались полюбовно довольно богатыми людьми. Дрейку, например, хватило денег на поместье, пусть и не очень большое и целых три корабля. В принципе, он мог бы остаться небедным землевладельцем и арматором, но в дело вступил его буйный нрав. Возможно, сочти он свою добычу достаточной, это могло бы изменить судьбу Европы, а в последствии и всего мира. Дрейк потерял в этой экспедиции почти половину команды, среди погибших было двое его младших братьев, вполне вероятно, что желание отомстить за них снова толкнуло Дрейка на палубу корабля. Что бы то ни было, англичане должны славить этот миг.
Известно так же, что Дрейк не только не оставлял пиратство, но и активно служил короне, например при подавлении восстания в Ирландии. Вероятно, именно там он и приобрел влиятельных знакомых, позволивших ему быть представленным королеве Елизавете. На приеме Дрейк действовал весьма напористо - он представил монаршей особе свой план нападения на испанские колонии в Мексике. Елизавете были нужны деньги и не чужд был риск - она помогла Дрейку снарядить пять кораблей и вошла в долю прибыли. Условием было сохранение в тайне ее, как, впрочем, и других спонсоров участия в этом предприятии.
Данном обстоятельству весьма способствовало то, что один из кораблей был назван "Елизаветой". :)
13 декабря 1577 года флотилия — флагманский корабль «Пеликан» (Pelican) водоизмещением 150 тонн, «Елизавета» (80 тонн), «Златоцвет» (30 тонн), «Лебедь» (50 тонн) и галера «Христофор» — покинула Плимут. "Пеликан" впоследствии был переименован в "Золотую лань" (полноразмерная модель, а точнее реконструкция предполагаемого облика этого галеона выставлена англичанами в морском музее, оригинал, к сожалению, до наших дней не дожил).
Так начинался самый прибыльный за всю историю судоходства (по крайней мере, документально подтвержденный) поход. Дрейк награбил золота, серебра, специй и прочих товаров на 500 000 фунтов стерлингов. Это при том, что тогдашний доход английской казны составлял всего 300 000 фунтов. Поптно Дрейк совершил несколько географических открытий - он открыл пролив, названный его именем, и исследовал побережье Орегона. Дрейк был вторым мореплавателем, чьи корабли совершили кругосветное путешествие, уступив эту честь лишь Магеллану.
За все эти подвиги Елизавета посвятила его в рыцари, не поленившись самостоятельно подняться на борт "Золотой лани", а ее "царственный кузен", король Филлип Испанский потребовал го крови. И возмещения ущерба. Елизавете, однако, Дрейк с его золотом был дороже, чем добрые отношения с Испанией, которые, если честно, давно уже не были добрыми.
В 1585 году Дрейк женился вторично, но вопреки фильму "Золотой век", он остался бездетным и в этом браке. Еще раз об историчности исторических фильмов, ага, ага.
Дрейк теперь был на коне, вернее на палубе флагманского корабля, командуя эскадрой из 21 корабля с более чем 2300 матросами на борту.
Во многом его действия в течении двух лет, когда он грабил колонии нового света, спровоцировали переход войны между Англией и Испанией в "горячую" фазу. Но вместе с тем именно он подарил Англии еще один год для подготовки к войне, напав во главе эскадры из 13 кораблей на корабли, стоявшие в гавани порта Кадис. Фактор неожиданности и преимущество в артиллерии сыграли свою роль - 30 испанских кораблей были уничтожены, множество (по утверждениям англичан - остальные из 60, что кажется несколько сомнительным, учитывая, что у него самого кораблей было всего 13 и запас моряков на них был не бесконечен) попало в плен и было уведено в Англию. В числе трофеев был крупнейший испанский галеон водоизмещением в 1200 тонн, по тем временам - чудовищные размеры. Напомню, что "Золотая лань" была всего 150 тонн водоизмещением. Такого позора Испания не знала еще никогда. Испания обязана была ответить и Испания ответила, в 1588 году послав к берегам Англии Непобедимую Армаду.
С виду Армада и правда казалась непобедимой - более 130 тяжелых и множество легких кораблей Испанского, Португальского и Неаполитанского флотов, на борту которых было почти 2500 орудий, более 30000 человек и чудовищное по тем временам количество боеприпасов. Армада шла в составе 6 эскадр, которыми командовал цвет испанской знати. По плану они должны были так же забрать войска из Фландрии, более 15000 ветеранов. Если бы им удалось высадиться, последствия для Англии могли бы быть плачевными.
Но английский флот находился под командованием не самых знатных, а самых опытных адмиралов. На вооружении английских кораблей стояли орудия, значительно превосходившие испанские по дальнобойности и разрушительному действию. К тому же за англичан была погода и незнание испанцами особенностей навигации в Ла Манше. Или Английском проливе, чтобы польстить англичанам.
Шторма и постоянные нападения английского флота и не всегда умелые действия испанцев привели к плачевному результату: в Испанию вернулось лишь немногим более 60 кораблей, потери в личном составе по разным источникам от половины до двух третей. Отмечу, что в разгроме Армады погода виновна не менее, а может и более англичан.
От этого разгрома Испания уже не смогла оправиться, уступив владычество на море Англии. Но и звездный час Дрейка, увы, миновал. Его экспедиция в Португалию закончилась чудовищным поражением, он потерял 2/3 солдат, в связи с чем утратил благосклонность королевы.
На следующий год Дрейк отправился к берегам Америки, но и тут ему не везло. Он нес серьезные потери в схватках с испанцами, почти не получая добычи. Дрейк понимал что этого ему Елизавета не простит, ее интересовал в первую очередь профит, во вторую - престиж.
У него еще, вероятно была надежда на добычу, но его свалила лихорадка. 28 января 1596 года в возрасте 56 лет скончался один из самых знаменитых пиратов всех времен и народов.
Детей у него не осталось и поместье вместе с остатками капитала унаследовал еще один Френсис Дрейк, его племянник. Этот уже был законопослушным гражданином и ничем особо не прославился.

@темы: Историки негодуэ

Комментарии
27.04.2010 в 17:02

Эльфы на лапках разносят заразу, эльфа увидел - убей его сразу
Хорошо написал. Не знал, что Дрейк торговал именно рабами.

теория о 100% смертности от ранений, в том числе легких до появления антибиотиков
Бред, иначе воевать было бы некому.
27.04.2010 в 17:04

Жизнь хороша!
Дрейк торговал именно рабами.
Не только рабами. Своего рода это был "треугольный рейс" - в Африку везли товары для обмена на рабов, в колонии - рабов для обмена на товары, в метрополию - колониальные товары для продажи за золото или товары для обмена на рабов в Африке:)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии