Жизнь хороша!
Гонка вооружений началась как только изобрели оружие. На корявую дубину премени Кривоногих, живущих у горы, похожей на кошку, гениальные конструкторы племени Длинноруких, живущих у озера ответили красивыми, функциональными дубинами, увенчаными остатками корней, оказывающими большее разрушительное действие при меньшем весе.... И полетело.
Но этот период слишком отдаленный, да и хотелось мне упомянуть другой вид оружия - то, что в свое время было аналогом современного космического корабля - квинтэссенцией последних слов техники, технологии и фантазии мастеров-конструкторов. О боевых кораблях.
Поскольку тема слишком обширна, я ограничусь по времени периодом до рождества Христова и по месту - средиземноморьем.
Начать стоит с Египта.
Много букв и картинокСуществует мнение, что Египту не светило стать морской державой, мол строевого леса у Египта не было, жрецы в море не пускали и так далее. Да, такое мнение имеет право на существование, но, как показывает история, весьма спорно.
Начнем с речного судоходства, которое для Египта было долгое время фактически единственным необходимым. Начать, несомненно, следует с тростниковых (папирусных) судов египтян. Свсязанные из снопов тростника эти суда определили форму кораблей Египта на многие сотни лет.
Стоит упомянуть, что в 1970 году Тур Хейрдал сумел пересечь на таком корабле Атлантику (правда со второй попытки), что доказывает пригодность таких кораблей не только к речному, но и к морскому плаванию.

Позже технологии отработанные на тростниковых кораблях египтяне перенесли на корабли деревянные - корпуса кораблей собирали из небольших кусков дерева, соединенных между собой сложной системой шпунтов и врезок, стягивались они веревками. Кроме того, для повышения прочности корпуса в целом применялись стягивающие корпус канаты - продольный канат-гипозома и поперечные канаты, стягивающие корпус параллельно шпангоутам. Для избалованных хорошим строевым лесом греков такой способ создания обшивки казался чрезвычайно экзотичным, Геродот сравнивал борта египетских кораблей с каменной кладкой. За неимением гербовой пишем на простой - могли бы ответить ему египтяне.
Корабли египтян изначально предназначались для плавания по реке - отсюда плоское дно, сильный прогиб днища, позволявшие подходить к берегу в отсутствие пристаней и обеспечивавшие высокую поворотливость. Как ни странно, прочности таких корпусов хватало не только для речных, но и для прибрежных морских плаваний.
Одни из самых древних морских кораблей подробно описаны на рельефах пирамиды Сахура, датируемой примерно 25-м веком до н.э..

Результатом изучения рельефа стали несколько реконструкций этих кораблей, во многом спорных, заметно отличающихся друг от друга, но дающих некоторое представление о том, какими они были. Приведу в качестве примера реконструкцию Ландстрома.

Вид с кормы:

Здесь мы видим эволюционное развитие речного корабля египтян - плоское дно с сильным прогибом, гипозому, подъемную двухстоечную мачту и высокий, узкий парус, характерный для речных судов. Все те же плавниковые весла на корме, служившие не только для управления судном, но и как движитель. Кому интересно как ими гребли - добро пожаловать в Венецию, любуйтесь гондольерами за работой.
Другая реконструкция показывает эти корабли с более скругленными оконечностями и округлым поперечным сечением.

К сожалению, археологи пока еще не нашли кораблей того времени и их фрагментов, позволяющих в полной мере представить их внешний облик. Корабли имели не слишком внушительные размеры, редко превышавшие 20 метров в длину, что иногда объясняется тем, что до побережья Красного моря они доставлялись посуху в разобранном виде и собирались уже там.
Тем не менее, такие вот корабли совершали путешествия по Красному морю в страну Пунт. Ради таких путешествий фараоны предпринимали беспрецедентные по тем временам усилия, строя порты на пустынном берегу Красного моря, пустынные дороги с колодцами и постами. Товары, доставлявшиеся из Пунта стоили усилий.
Забавно, что Пунт локализуют то в Сомали, то в Судане, то черт знает где еще, например (особо одаренные ученые, заслуживающие гордое звание британских) в Пицунде, причем аргументация более чем прелестна - от страдающей ожирением родственницы царя Пунта

(генетическое нарушение, вызывающее подобный недуг характерно для жителей не Сомали, а Судана), до станций дольменной связи атлантов, но об этом я, пожалуй, не буду. Версия о Пицунде кажется мне притянутой за уши, учитывая упомянутые в числе привезенных даров Пунта слоновьи бивни, жирафов и пигмея, но, как говорится, альтернативным ученым не прикажешь.
Нашествие гиксосов на долгое время притормозило развитие египетского кораблестроения и следующими заметными этапами в его развитии стали экспедиция в Пунт, организованная Хатшепсут и реформа флота, организованная Тутмосом Третьим.
Морской поход в Пунт организованный царицей Хатшепсут (кстати, ему посвящена книга Ивана Ефремова, "Путешествие Баурджеда", которую я в детстве зачитал чуть ли не до дыр) стоит упомянуть отдельно.
Это был далеко не первый поход египтян через Красное море к северо-восточному побережью Африки, но экспедиция Хатшепсут была знаковой именно с точки зрения кораблестроения: практически впервые египетские корабли были построены без обвязки тросами, которые были заменены мощными бимсами (балки поперечного набора корпуса, поддерживающие палубу и связывающие шпангоуты). Кроме того, это была одна из первых экспедиций проходившая полностью по воде: в Красное море египтяне попадали и через отходящее от основного русла Нила в районе Бубастиса Вади Тумилат, судоходное только во время разлива реки и соединенное с морем Горькими озерами.

Бубастис отмечен черным кругом.
Именно этот факт (полностью водное путешествие) позволил использовать очень крупные по тем временам корабли - более 30 метров в длину.

Отправление кораблей в путь (нижняя часть рельефа) и их возвращение (верхняя часть рельефа)

Реконструкция по Ландстрому

Картинка:

Видно, что корабли сильно изменились - здесь уже одиночная мачта, широкий "морской" парус, кормовые весла предназначенные только для управления кораблем, и, как уже упоминалось, из канатов, укрепляющих корпус осталась только гипозома. Изменения технологии строительства и использование привозной древесины (ливанский кедр и дуб) положительно сказалось на качестве кораблей - трехлетняя экспедиция прошла удачно и все пять кораблей вернулись. Вопреки мнению Ефремова экспедиция Хатшепсут дала огромный толчок развитию кораблестроения в Египте - и Тутмос III и его наследники, заинтересованные в торговле с Пунтом вкладывали значительные средства в строительство как торгового, так и военного флота.
И как раз в это время в кораблестроении Египта случается поворотный момент - Тутмос, столкнувшийся во время войны с кораблями финикийцев, решает, что они лучше, чем традиционные египетские корабли приспособлены для морских походов и с этого времени египетские кораблестроители многое заимствуют из финикийской конструкции корпуса. Очень быстро с египетских кораблей исчезает гипозома при сохранении общих обводов корпуса и высоких вертикальных штевней.
Подобную конструкцию можно увидеть у "Солнечной ладьи", пожалуй, самого известного речного судна древнего Египта.

Конечно, солнечную ладью нельзя рассматривать как пример типового речного судна - это был ритуальный корабль, но тем не менее она дает нам представление о технологиях строительства кораблей древнем Египте.
При Рамзесах II и III египетской военный флот стал значительной силой в Средиземноморье. Его основными задачами стала борьба с пиратством (задача, которую толком удалось решить только римлянам, да и то ненадолго) и охрана морских рубежей Кемт. Со своей задачей флот справлялся неплохо - в 12 веке до н.э. египетский флот одержал крупную победу над флотом "народов моря", Нешуточный результат, которого не удалось добиться ни хеттам, ни сирийцам.
Воевали египтяне на кораблях, выглядевших, возможно, примерно так:

Стоит обратить внимание на форму корпуса - это все еще египетский корабль с заимствованным у финикийцев тараном. Не стоит думать, что таран стал основным оружием египетского боевого корабля - как и на суше египтяне делали ставку на лучников, именно для них предназначены площадки на носу и корме. Фальшборт служит для защиты гребцов от стрел и копий - весьма нужная деталь.
Возможно, именно ставка на лучников и позволила египтянам победить "народы моря". Возможно сказался немалый опыт, накопленный египтянами в войнах с пиратами.
Тем не менее для ребят "из народов моря" все закончилось плохо - те, кто остался в живых стали рабами или жалкими пиратами, не представлявшими уже угрозы для Египта. Погибшие тоже посетили столицу Египта - в Фивы было доставлено множество корзин с отрубленными руками и МПХ убитых.
Неизвестно, удалось бы Рамзесам добиться такого успеха, если бы не своевременное извержение вулкана на острове Санторин, погубившее морское могущество Крита. Известно, что Рамзес III был последним из фараонов, развивавших флот. После него египетский флот постепенно пришел в упадок и вновь стал значимой силой только в греко-римский период. Но это уже совсем другая история.
Но этот период слишком отдаленный, да и хотелось мне упомянуть другой вид оружия - то, что в свое время было аналогом современного космического корабля - квинтэссенцией последних слов техники, технологии и фантазии мастеров-конструкторов. О боевых кораблях.
Поскольку тема слишком обширна, я ограничусь по времени периодом до рождества Христова и по месту - средиземноморьем.
Начать стоит с Египта.
Много букв и картинокСуществует мнение, что Египту не светило стать морской державой, мол строевого леса у Египта не было, жрецы в море не пускали и так далее. Да, такое мнение имеет право на существование, но, как показывает история, весьма спорно.
Начнем с речного судоходства, которое для Египта было долгое время фактически единственным необходимым. Начать, несомненно, следует с тростниковых (папирусных) судов египтян. Свсязанные из снопов тростника эти суда определили форму кораблей Египта на многие сотни лет.

Стоит упомянуть, что в 1970 году Тур Хейрдал сумел пересечь на таком корабле Атлантику (правда со второй попытки), что доказывает пригодность таких кораблей не только к речному, но и к морскому плаванию.

Позже технологии отработанные на тростниковых кораблях египтяне перенесли на корабли деревянные - корпуса кораблей собирали из небольших кусков дерева, соединенных между собой сложной системой шпунтов и врезок, стягивались они веревками. Кроме того, для повышения прочности корпуса в целом применялись стягивающие корпус канаты - продольный канат-гипозома и поперечные канаты, стягивающие корпус параллельно шпангоутам. Для избалованных хорошим строевым лесом греков такой способ создания обшивки казался чрезвычайно экзотичным, Геродот сравнивал борта египетских кораблей с каменной кладкой. За неимением гербовой пишем на простой - могли бы ответить ему египтяне.
Корабли египтян изначально предназначались для плавания по реке - отсюда плоское дно, сильный прогиб днища, позволявшие подходить к берегу в отсутствие пристаней и обеспечивавшие высокую поворотливость. Как ни странно, прочности таких корпусов хватало не только для речных, но и для прибрежных морских плаваний.
Одни из самых древних морских кораблей подробно описаны на рельефах пирамиды Сахура, датируемой примерно 25-м веком до н.э..

Результатом изучения рельефа стали несколько реконструкций этих кораблей, во многом спорных, заметно отличающихся друг от друга, но дающих некоторое представление о том, какими они были. Приведу в качестве примера реконструкцию Ландстрома.

Вид с кормы:

Здесь мы видим эволюционное развитие речного корабля египтян - плоское дно с сильным прогибом, гипозому, подъемную двухстоечную мачту и высокий, узкий парус, характерный для речных судов. Все те же плавниковые весла на корме, служившие не только для управления судном, но и как движитель. Кому интересно как ими гребли - добро пожаловать в Венецию, любуйтесь гондольерами за работой.
Другая реконструкция показывает эти корабли с более скругленными оконечностями и округлым поперечным сечением.

К сожалению, археологи пока еще не нашли кораблей того времени и их фрагментов, позволяющих в полной мере представить их внешний облик. Корабли имели не слишком внушительные размеры, редко превышавшие 20 метров в длину, что иногда объясняется тем, что до побережья Красного моря они доставлялись посуху в разобранном виде и собирались уже там.
Тем не менее, такие вот корабли совершали путешествия по Красному морю в страну Пунт. Ради таких путешествий фараоны предпринимали беспрецедентные по тем временам усилия, строя порты на пустынном берегу Красного моря, пустынные дороги с колодцами и постами. Товары, доставлявшиеся из Пунта стоили усилий.
Забавно, что Пунт локализуют то в Сомали, то в Судане, то черт знает где еще, например (особо одаренные ученые, заслуживающие гордое звание британских) в Пицунде, причем аргументация более чем прелестна - от страдающей ожирением родственницы царя Пунта

(генетическое нарушение, вызывающее подобный недуг характерно для жителей не Сомали, а Судана), до станций дольменной связи атлантов, но об этом я, пожалуй, не буду. Версия о Пицунде кажется мне притянутой за уши, учитывая упомянутые в числе привезенных даров Пунта слоновьи бивни, жирафов и пигмея, но, как говорится, альтернативным ученым не прикажешь.
Нашествие гиксосов на долгое время притормозило развитие египетского кораблестроения и следующими заметными этапами в его развитии стали экспедиция в Пунт, организованная Хатшепсут и реформа флота, организованная Тутмосом Третьим.
Морской поход в Пунт организованный царицей Хатшепсут (кстати, ему посвящена книга Ивана Ефремова, "Путешествие Баурджеда", которую я в детстве зачитал чуть ли не до дыр) стоит упомянуть отдельно.
Это был далеко не первый поход египтян через Красное море к северо-восточному побережью Африки, но экспедиция Хатшепсут была знаковой именно с точки зрения кораблестроения: практически впервые египетские корабли были построены без обвязки тросами, которые были заменены мощными бимсами (балки поперечного набора корпуса, поддерживающие палубу и связывающие шпангоуты). Кроме того, это была одна из первых экспедиций проходившая полностью по воде: в Красное море египтяне попадали и через отходящее от основного русла Нила в районе Бубастиса Вади Тумилат, судоходное только во время разлива реки и соединенное с морем Горькими озерами.

Бубастис отмечен черным кругом.
Именно этот факт (полностью водное путешествие) позволил использовать очень крупные по тем временам корабли - более 30 метров в длину.

Отправление кораблей в путь (нижняя часть рельефа) и их возвращение (верхняя часть рельефа)

Реконструкция по Ландстрому

Картинка:

Видно, что корабли сильно изменились - здесь уже одиночная мачта, широкий "морской" парус, кормовые весла предназначенные только для управления кораблем, и, как уже упоминалось, из канатов, укрепляющих корпус осталась только гипозома. Изменения технологии строительства и использование привозной древесины (ливанский кедр и дуб) положительно сказалось на качестве кораблей - трехлетняя экспедиция прошла удачно и все пять кораблей вернулись. Вопреки мнению Ефремова экспедиция Хатшепсут дала огромный толчок развитию кораблестроения в Египте - и Тутмос III и его наследники, заинтересованные в торговле с Пунтом вкладывали значительные средства в строительство как торгового, так и военного флота.
И как раз в это время в кораблестроении Египта случается поворотный момент - Тутмос, столкнувшийся во время войны с кораблями финикийцев, решает, что они лучше, чем традиционные египетские корабли приспособлены для морских походов и с этого времени египетские кораблестроители многое заимствуют из финикийской конструкции корпуса. Очень быстро с египетских кораблей исчезает гипозома при сохранении общих обводов корпуса и высоких вертикальных штевней.
Подобную конструкцию можно увидеть у "Солнечной ладьи", пожалуй, самого известного речного судна древнего Египта.

Конечно, солнечную ладью нельзя рассматривать как пример типового речного судна - это был ритуальный корабль, но тем не менее она дает нам представление о технологиях строительства кораблей древнем Египте.
При Рамзесах II и III египетской военный флот стал значительной силой в Средиземноморье. Его основными задачами стала борьба с пиратством (задача, которую толком удалось решить только римлянам, да и то ненадолго) и охрана морских рубежей Кемт. Со своей задачей флот справлялся неплохо - в 12 веке до н.э. египетский флот одержал крупную победу над флотом "народов моря", Нешуточный результат, которого не удалось добиться ни хеттам, ни сирийцам.
Воевали египтяне на кораблях, выглядевших, возможно, примерно так:

Стоит обратить внимание на форму корпуса - это все еще египетский корабль с заимствованным у финикийцев тараном. Не стоит думать, что таран стал основным оружием египетского боевого корабля - как и на суше египтяне делали ставку на лучников, именно для них предназначены площадки на носу и корме. Фальшборт служит для защиты гребцов от стрел и копий - весьма нужная деталь.
Возможно, именно ставка на лучников и позволила египтянам победить "народы моря". Возможно сказался немалый опыт, накопленный египтянами в войнах с пиратами.
Тем не менее для ребят "из народов моря" все закончилось плохо - те, кто остался в живых стали рабами или жалкими пиратами, не представлявшими уже угрозы для Египта. Погибшие тоже посетили столицу Египта - в Фивы было доставлено множество корзин с отрубленными руками и МПХ убитых.
Неизвестно, удалось бы Рамзесам добиться такого успеха, если бы не своевременное извержение вулкана на острове Санторин, погубившее морское могущество Крита. Известно, что Рамзес III был последним из фараонов, развивавших флот. После него египетский флот постепенно пришел в упадок и вновь стал значимой силой только в греко-римский период. Но это уже совсем другая история.
@темы: Оружие, Историки негодуэ
Кстати, есть мнение, и не только мое, что Пунт называют "полумифической" страной именно потому, что путешествия прерывались на несколько поколений - все кто был там вживую успели помереть, так же как из дети и внуки. Но память осталась. Люди помнили о том, что пра-прадед плавал в Пунт и вернулся оттуда сказочно богатым, стал быть там молочные реки в кисельных берегах и вообще коммунизм наступил. Но где этот Пунт хрен его знает, да и вообще.... Но коммунизм там стопудова.