Жизнь хороша!
В начале 17 века Великобритания примеряла на себя корону Владычицы Морей, ту самую, что потеряла Испания в конце прошлого века, когда англичане, голландцы и непогода уполовинили Непобедимую Армаду, оказавшуюся не столь уж и непобедимой.
читать дальшеНебольшое лирическое отступление.
Меня, кстати, всегда интересовало, почему разгром Армады почти всегда преподносится как победа английского флота, участие флота Соединенных Провинций, сравнимого по мощи с английским, обычно умалчивается. Собственно, если сравнить численность сторон, то получается, что испанцы были не так и страшны - кораблей у них было почти вдвое меньше, чем у англо-голландского флота. Однако численность - это еще не все. Тут нужно учитывать, что в тогдашней "битве за Англию" у англичан было 34 (из них 13 крупных) корабля строившихся как боевые и более 130 вооруженных купцов (в том числе корабли каперов). Корабли испанцев были заметно крупнее, несли больше пушек, но были менее маневренны. Кроме того, английские пушки стреляли дальше и точнее испанских.
Тем не менее, трепка, которую задали англо-голландцы испанцам у Гравелина, хоть и была не слишком сильной, но убедительной, и послужила причиной отступления испанцев в незнакомые им воды севернее Англии и попытке обогнуть Шотландию и вернуться домой западнее острова. И вот тут-то шторма, незнакомые воды и голод нанесли Армаде действительно серьезный урон.
В любом случае, слава Испании как непобедимой морской державы на этом закончилась.
И на роль владычицы Морей всерьез замахнулась Англия. Однако на тот момент это было преждевременно.
Не стоит думать, что королевский флот мог всерьез тягаться с испанским даже после разгрома Армады - к концу царствования Елизаветы (1603 год) ее флот насчитывал 42 корабля, из которых всего 8 были тяжелыми. Это был флот метрополии, предназначенный для войны и не имевший постоянного личного состава, что не лучшим способом сказывалось на его боеготовности, даже с учетом того, что экипажи набирались из моряков с каперов и вооруженных торговцев (разница невелика, если разобраться). Испанский флот на тот момент насчитывал порядка 70 кораблей, но был растянут, обеспечивая защиту конвоев и удаленных владений Империи. Основную угрозу со стороны англичан в море представляли не корабли королевского флота, а каперы.
Яков 1 Стюарт считал наличие флота признаком величия государя и всерьез занялся строительством тяжелых кораблей, за годы его правления суммарное водоизмещение флота увеличилось в полтора раза при сокращении количества кораблей. По его приказу строились тяжелые, многопушечные корабли. Они оказались крепкими, грозными, но медлительными и, к сожалению, практически бесполезными - слишком низкая скорость и маневренность не позволяла им сколько-нибудь эффективно бороться с французскими корсарами и даже марокканскими пиратами. Последние представляли угрозу для конвоев Ост-Индийской компании не только вблизи Африки, но и в Ла-манше. Марроканцы захватывали английские корабли буквально на глазах англичан и делали это безнаказанно. Тяжелые корабли Якова не могли угнаться ни за марокканцами, ни за французами, ни за голландцами. Воспитанная безнаказанностью наглость марроканцев дошла до того, что, как несколько веков назад викинги, они начали грабить прибрежные города.
Со вступлением на престол Карла 1-го ситуация несколько изменилась - на этот раз король пытался активно использовать флот, но получалось по началу не очень хорошо. Несколько операций, которые пытался провести английский флот против Испании и Франции были неудачны и привели к значительным потерям как в людях так и в кораблях. Снабжение на флоте было такое, что поговорка "лучше в петлю, чем на флот" была уже не совсем шуткой. Дисциплина была настолько низкой, что бывали случаи не только дезертирства матросов, но и целых кораблей.
Неудачи английского флота у Ла-Рошели, вконец обнаглевшие марокканские и дюнкеркские пираты - все это не способствовало оптимизму.
Корабли, снаряжаемые прибрежными городами для защиты побережья были еще хуже, чем корабли флота.
Ситуация была безрадостная и в 1634 году Карл принял закон о «корабельных деньгах» (ship money), по которому прибрежные города должны были вносить лепту в обеспечение безопасности побережья не снаряжением кораблей, а деньгами. Существует мнение, что именно этот закон, не одобренный парламентом, стоил Карлу головы. До этого, однако, было еще далеко и Карл получил возможность заняться флотом.
Кроме "статусных" тяжелых кораблей он приказал строить хорошо вооруженные некрупные корабли, "львята". Однако первый блин вышел комом - по привычке "львят" построили как вооруженных торговцев, короткими и широкими, что сделало их совершенно бесполезными при погоне за быстроходными пиратскими кораблями. Вторая попытка была уже удачнее - новые корабли, предназначенные для борьбы с пиратами были построены по образу и подобию пиратских же кораблей. Первые крейсерские корабли, головным был «Adventure», были чуть стройнее, чуть лучше вооружены и и немного быстроходнее, чем лучшие каперы того времени. Собственно, «Adventure» можно назвать первым фрегатом (название, раньше принадлежавшее быстроходным галерам, а затем яхтам).
Фрегаты оказались настолько удачным типом кораблей, что очень быстро стали основными кораблями английского флота - через 5 лет после казни Карла в составе английского флота было уже шесть десятков фрегатов.
При Карле же был построен "Соверен", стопушечный корабль, считающийся первым трехдечным кораблем (этот титул у него оспаривает Мэри Роуз, затонувшая почти за сто лет до закладки "Соверена", но в отличие от нее "Соверен" прослужил верой и правдой более полувека).
Благодаря усилиям Карла и, во многом благодаря появлению фрегатов, к середине 17 века марокканские пираты окончательно исчезли из Ла-Манша и от берегов Англии. Ирония заключается в том, что эта заслуга принадлежит не только английскому флоту, но и его врагам - голландцам и французским каперам. Именно в 17 веке произошел перелом - европейский флот стал слишком силен для марокканских пиратов.
Нужно сказать, что Англия могла и не стать "Владычицей морей", проживи Ришелье немного дольше. К моменту, когда Карл только закладывал свои первые фрегаты и стопушечные громадины, Франция, еще в 1620 году фактически не имевшая военного флота, могла выставить флот из более чем шестидесяти кораблей, причем самый крупный из них, уступая Соверену по числу пушек, был крупнее и мореходнее. Постоянный офицерский состав французского флота, прошедший обучение в свежесозданном морском училище, во многом превосходил офицеров английского флота.
Невероятной удачей для англичан было то, что Мазарини, сменивший Ришелье, больше внимания уделял войне на суше, чем войне на море. За время его правления французский флот едва не прекратил свое существование, а офицерский корпус был практически развален.
Второй удачей англичан было слишком активное участие голландцев в войне с испанцами, а затем их активное участие в 30-ти летней войне. Война съедала слишком много ресурсов и в вопросе создания тяжелых кораблей голландцы значительно отстали от конкурентов.
Хотя флот соединенных провинций был довольно большим, насчитывая чуть ли не полторы сотни кораблей, в основном это были легкие корабли. Самые мощные корабли голландцев не могли на равных соперничать с тяжелыми кораблями англичан и французов. Несмотря на это, такие волкодавы как Тромп, де Рюйтер и Гейн одержали немало побед на море, но будущее показало, что одного таланта флотоводцев для победы маловато. Как и на суше, на море бог любит больше батальоны.
А большие "батальоны" с большими пушками - еще больше.

читать дальшеНебольшое лирическое отступление.
Меня, кстати, всегда интересовало, почему разгром Армады почти всегда преподносится как победа английского флота, участие флота Соединенных Провинций, сравнимого по мощи с английским, обычно умалчивается. Собственно, если сравнить численность сторон, то получается, что испанцы были не так и страшны - кораблей у них было почти вдвое меньше, чем у англо-голландского флота. Однако численность - это еще не все. Тут нужно учитывать, что в тогдашней "битве за Англию" у англичан было 34 (из них 13 крупных) корабля строившихся как боевые и более 130 вооруженных купцов (в том числе корабли каперов). Корабли испанцев были заметно крупнее, несли больше пушек, но были менее маневренны. Кроме того, английские пушки стреляли дальше и точнее испанских.
Тем не менее, трепка, которую задали англо-голландцы испанцам у Гравелина, хоть и была не слишком сильной, но убедительной, и послужила причиной отступления испанцев в незнакомые им воды севернее Англии и попытке обогнуть Шотландию и вернуться домой западнее острова. И вот тут-то шторма, незнакомые воды и голод нанесли Армаде действительно серьезный урон.
В любом случае, слава Испании как непобедимой морской державы на этом закончилась.
И на роль владычицы Морей всерьез замахнулась Англия. Однако на тот момент это было преждевременно.
Не стоит думать, что королевский флот мог всерьез тягаться с испанским даже после разгрома Армады - к концу царствования Елизаветы (1603 год) ее флот насчитывал 42 корабля, из которых всего 8 были тяжелыми. Это был флот метрополии, предназначенный для войны и не имевший постоянного личного состава, что не лучшим способом сказывалось на его боеготовности, даже с учетом того, что экипажи набирались из моряков с каперов и вооруженных торговцев (разница невелика, если разобраться). Испанский флот на тот момент насчитывал порядка 70 кораблей, но был растянут, обеспечивая защиту конвоев и удаленных владений Империи. Основную угрозу со стороны англичан в море представляли не корабли королевского флота, а каперы.
Яков 1 Стюарт считал наличие флота признаком величия государя и всерьез занялся строительством тяжелых кораблей, за годы его правления суммарное водоизмещение флота увеличилось в полтора раза при сокращении количества кораблей. По его приказу строились тяжелые, многопушечные корабли. Они оказались крепкими, грозными, но медлительными и, к сожалению, практически бесполезными - слишком низкая скорость и маневренность не позволяла им сколько-нибудь эффективно бороться с французскими корсарами и даже марокканскими пиратами. Последние представляли угрозу для конвоев Ост-Индийской компании не только вблизи Африки, но и в Ла-манше. Марроканцы захватывали английские корабли буквально на глазах англичан и делали это безнаказанно. Тяжелые корабли Якова не могли угнаться ни за марокканцами, ни за французами, ни за голландцами. Воспитанная безнаказанностью наглость марроканцев дошла до того, что, как несколько веков назад викинги, они начали грабить прибрежные города.
Со вступлением на престол Карла 1-го ситуация несколько изменилась - на этот раз король пытался активно использовать флот, но получалось по началу не очень хорошо. Несколько операций, которые пытался провести английский флот против Испании и Франции были неудачны и привели к значительным потерям как в людях так и в кораблях. Снабжение на флоте было такое, что поговорка "лучше в петлю, чем на флот" была уже не совсем шуткой. Дисциплина была настолько низкой, что бывали случаи не только дезертирства матросов, но и целых кораблей.
Неудачи английского флота у Ла-Рошели, вконец обнаглевшие марокканские и дюнкеркские пираты - все это не способствовало оптимизму.
Корабли, снаряжаемые прибрежными городами для защиты побережья были еще хуже, чем корабли флота.
Ситуация была безрадостная и в 1634 году Карл принял закон о «корабельных деньгах» (ship money), по которому прибрежные города должны были вносить лепту в обеспечение безопасности побережья не снаряжением кораблей, а деньгами. Существует мнение, что именно этот закон, не одобренный парламентом, стоил Карлу головы. До этого, однако, было еще далеко и Карл получил возможность заняться флотом.
Кроме "статусных" тяжелых кораблей он приказал строить хорошо вооруженные некрупные корабли, "львята". Однако первый блин вышел комом - по привычке "львят" построили как вооруженных торговцев, короткими и широкими, что сделало их совершенно бесполезными при погоне за быстроходными пиратскими кораблями. Вторая попытка была уже удачнее - новые корабли, предназначенные для борьбы с пиратами были построены по образу и подобию пиратских же кораблей. Первые крейсерские корабли, головным был «Adventure», были чуть стройнее, чуть лучше вооружены и и немного быстроходнее, чем лучшие каперы того времени. Собственно, «Adventure» можно назвать первым фрегатом (название, раньше принадлежавшее быстроходным галерам, а затем яхтам).
Фрегаты оказались настолько удачным типом кораблей, что очень быстро стали основными кораблями английского флота - через 5 лет после казни Карла в составе английского флота было уже шесть десятков фрегатов.
При Карле же был построен "Соверен", стопушечный корабль, считающийся первым трехдечным кораблем (этот титул у него оспаривает Мэри Роуз, затонувшая почти за сто лет до закладки "Соверена", но в отличие от нее "Соверен" прослужил верой и правдой более полувека).
Благодаря усилиям Карла и, во многом благодаря появлению фрегатов, к середине 17 века марокканские пираты окончательно исчезли из Ла-Манша и от берегов Англии. Ирония заключается в том, что эта заслуга принадлежит не только английскому флоту, но и его врагам - голландцам и французским каперам. Именно в 17 веке произошел перелом - европейский флот стал слишком силен для марокканских пиратов.
Нужно сказать, что Англия могла и не стать "Владычицей морей", проживи Ришелье немного дольше. К моменту, когда Карл только закладывал свои первые фрегаты и стопушечные громадины, Франция, еще в 1620 году фактически не имевшая военного флота, могла выставить флот из более чем шестидесяти кораблей, причем самый крупный из них, уступая Соверену по числу пушек, был крупнее и мореходнее. Постоянный офицерский состав французского флота, прошедший обучение в свежесозданном морском училище, во многом превосходил офицеров английского флота.
Невероятной удачей для англичан было то, что Мазарини, сменивший Ришелье, больше внимания уделял войне на суше, чем войне на море. За время его правления французский флот едва не прекратил свое существование, а офицерский корпус был практически развален.
Второй удачей англичан было слишком активное участие голландцев в войне с испанцами, а затем их активное участие в 30-ти летней войне. Война съедала слишком много ресурсов и в вопросе создания тяжелых кораблей голландцы значительно отстали от конкурентов.
Хотя флот соединенных провинций был довольно большим, насчитывая чуть ли не полторы сотни кораблей, в основном это были легкие корабли. Самые мощные корабли голландцев не могли на равных соперничать с тяжелыми кораблями англичан и французов. Несмотря на это, такие волкодавы как Тромп, де Рюйтер и Гейн одержали немало побед на море, но будущее показало, что одного таланта флотоводцев для победы маловато. Как и на суше, на море бог любит больше батальоны.
А большие "батальоны" с большими пушками - еще больше.

@темы: Оружие, Историки негодуэ
Короткими и широкими их строили не "как торговцев", а потому что тактика боя была такой.
Корабль крутился возле противника, попеременно стреляя из орудий бортов, носа и кормы, а затем выходил из боя на перезарядку. Соответственно на носу и корме старались уместить побольше орудий.
Хотя флот соединенных провинций был довольно большим, насчитывая чуть ли не полторы сотни кораблей, в основном это были легкие корабли. Самые мощные корабли голландцев не могли на равных соперничать с тяжелыми кораблями англичан и французов. Несмотря на это, такие волкодавы как Тромп, де Рюйтер и Гейн одержали немало побед на море, но будущее показало, что одного таланта флотоводцев для победы маловато. Как и на суше, на море бог любит больше батальоны.
У голландцев был бардак. И в правительстве и на флоте. Демократическая республика десу.
Короткими и широкими их строили не "как торговцев", а потому что тактика боя была такой. Корабль крутился возле противника, попеременно стреляя из орудий бортов, носа и кормы, а затем выходил из боя на перезарядку. Соответственно на носу и корме старались уместить побольше орудий.
Может я чего не понял, но вроде бы они были чем-то вроде этого:
Длина - 18.9 м
Ширина - 7.6 м
высота борта - 2.74 м
водоизмещение - 206 британских тонн
вооружение - 4 кулеврины, 4 полукулеврины, 2 british saker (кто такие, чтоб я знал?) и все на гондеке.
У голландцев был бардак. И в правительстве и на флоте. Демократическая республика десу.
Совершенно не спорю. Но временами они вполне бодро вваливали что испанцам, что англичанам.
Низкие британские корабли безбоязненно подходили вплотную к неповоротливым испанским галеонам, мля!
Грустная история,короче.
Это кто ж такое написал?
Насколько я помню, англичане старались держаться подальше, как раз-таки потому, что у них на тот момент на кораблях стояли пушки более совершенные, чем у испанцев. При этом они держались с наветренной стороны, сохраняя свободу маневра.
Англичане довольно быстро потратили весь запас пороха и ядер, под конец уже стреляли чем под руку попадется, но добились не слишком многого: было потоплено всего пять испанских кораблей. Что касается героических абордажей, то, вроде бы, захвачены были не то один, не то два корабля севших на мель.
Фишка в том, что в большинстве учебников нам рассказывают английскую версию истории
Причем независимо от того, кто на самом деле получил по сопатке, герои - англичане. Если им при этом кто-нибудь помогал, это тактично умалчивается.
А тут вроде как звучит героически, практически как описание маленького боксера-легковеса, прорвавшегося в ближний бой и настучавшего огромному длиннорукому супертяжу по почкам-печени. Красота ж
ЕМНИП 4 или 5-фунтовые орудия.
Может я чего не понял, но вроде бы они были чем-то вроде этого:
Ну, может быть. Конкретно по этим кораблям я не в курсе. Но переход морской тактики от кругового огня к бортовым залпам ЕМНИП как раз в 1640-х и происходил. Ну и соответственно длинные и узкие варшипы появляются примерно в это же время.
Не так давно узнал, что способно вызвать громадный бушприт у фанатов британского флота. Достаточно сказать "Четырехдневное сражение, голландцы молодцы" и "Рюйтер по-моему круче Нельсона" и все, пища троллям, земля крестьянам.
Но переход морской тактики от кругового огня к бортовым залпам ЕМНИП как раз в 1640-х и происходил. Ну и соответственно длинные и узкие варшипы появляются примерно в это же время.
Я, если честно, был уверен, что эпоха длинных боевых кораблей началась с флейтов, а это вторая половина 16 века. Да и крупные карраки и галеоны вроде как по курсу и корме стрелять не особо приспособлены.
*чешет репу*
Хм, может это я века путаю... Надо будет освежить память...
Вообще-то я всегда считал, что как только пушки стали слишком велики для их установки в надстройках (как это было на поздних нефах и ранних каравеллах-каракках) и их стали устанавливать на борту, это было началом бортового залпа.
На средиземноморье носовой залп продержался подольше благодаря галерам и галеасам, у которых самые тяжелые пушки устанавливались на носу и стреляли по курсу, но это уже другое.
Сейкеры - к началу 17 века унифицированный калибр 5,25 фунта. Очень распространенное оружие верхних палуб в 1 пол. 17 века. Во 2 пол. 17 века потребность несколько уменьшилась.
1664 г. 944 сейкера имелись, 302 требовались. С сейкерами-каттами - обратная картина: 71 доступных, необходимо - 212.
1684 г. - 854 сейкера и 234 катта на складах или на кораблях.
В 18 столетии сейкер снимается с вооружения (окончательно - после 1730 г.)
Катты - длина 4,5-7 футов. Вес - 0,35-0,95 т.
Обычные сейкеры - 7-10 футов. Вес - 0,8-1,5 т.
читать дальше
Погоди, а как же класс «Adventure»? Строительство крейсерских кораблей началось именно с него, а это было еще при Карле Стюарте, при парламенте фрегаты стали самым массовым типом кораблей, но начало-то положил Карл.
Насколько знаю, «Adventure» строились для борьбы с пиратами, когда Карла окончательно достало, что его флот не может ни кого догнать. Хотя как сложилась их дальнейшая судьба не знаю, там возможны варианты.