Жизнь хороша!

читать дальшеВ третьей четверти 17 века самым талантливым адмиралом Голландии по праву считался Михаил Адриансзон Рюйтер. Ученик адмирала Тромпа, в 46 лет тоже ставший адмиралом, в 58 лет стал главнокомандующим флотом. На фоне Нельсона и Колчака его карьера смотрится не очень впечатляюще, зато его боевые достижения наверняка заставляли завидовать и того и другого.
Первой крупной победой Рюйтера как главнокомандующего было четырехдневное сражение, в ходе которого при практически равных силах английского и голландского флотов после четырех дней боя (впрочем, второй и третий день сражения бой шел очень вяло) голландцы, потеряв 4 (правда иногда пишут о 6-ти) корабля потопили десять и захватили столько же английских кораблей. Ирония заключается в том, что несмотря на разгром английского флота Рюйтер первым приказал кораблям выйти из боя - боеприпасы были практически израсходованы, да и англичане уже не склонны были к продолжению банкета. Это позволило англичанам заявить о своей победе - по тогдашним правилам кто первый вышел из боя тот и проиграл. Тем не менее, двукратные потери англичан убитыми и три тысячи попавших в плен, не говоря уже о кораблях - вполне убедительный аргумент в пользу победы Рюйтера.

(Абрахам Сторк: «Четырёхдневное сражение»)
Следующим "подарком" Рюйтера англичанам стал рейд на Мидуэй (Чатемское сражение), в ходе которого Рюйтер совершил нападение на англичан в духе набегов викингов, поднявшись по Темзе, уничтожив 13 и захватив два корабля, один из которых (80-ти пушечный Чарльз) считался флагманским. Забавно, что один из захваченных кораблей раньше был голландским, но ранее был захвачен и введен в состав английского флота.

(Рейд на Мидуэй, Ван Соэст)
В битве при Солбее результат получился спорным - англо-французский флот, заметно превосходивший голландцев по количеству кораблей и их вооружению не смог нанести голландцам поражения. Потери англичан и французов убитыми и ранеными были сравнимы с потерями голландцев, но потери в кораблях были больше - два против двух, причем англичане потеряли стопушечный Royal James. Когда Рюйтер приказал своему флоту выйти из боя, преследовать его не стали.
Следующая битва, при Шоневельде, прошла примерно по тому же сценарию - меньший по численности и уступающий по вооружению флот Рюйтера (64 голандских корабля при 3157 пушках против 86 английских и французских при 4826 пушках) вынудил англо-французский флот снять блокаду и отступить. Потери у англичан - 2 корабля, у голландцев - 1.
Последняя битва в серии англо-голландских войн, битва при Текселе, фактически, послужила причиной мирных переговоров. Это сражение, в котором Рюйтер опять таки командовал флотом, значительно уступавшим союзному по силе, вновь играл на своих условиях - он атаковал тогда и так, как считал это выгодным. Это сражение было вершиной достижений Рюйтера и началом конца военной славы голландского флота. После поражения, нанесенного Рюйтером, англичане фактически прекратили действия на море против соединенных провинций и основные боевые действия французы, не обладавшие сильным флотом, перенесли на сушу.
Рюйтер с небольшим отрядом кораблей был отправлен на Средиземное море и там, в битве при Стромболи и последовавшей за ней битвой при Агосте потерпел поражения от Абрахама Дюкеня. В последнем сражении Рюйтер был смертельно ранен и вскоре скончался.

Михаил Адриансзон Рюйтер ( Michiel Adriaenszoon de Ruyter; 24 марта 1607 — 29 апреля 1676)
@темы: Историки негодуэ