Жизнь хороша!
Небольшая предыстория.
Актер и целитель В.П. Малышев, человек, которого я безмерно уважаю, в свое время рассказал забавнейшую историю. В советские времена ему довелось присутсвовать на международном слете, на котором присутствовали китайцы. Один из партийных деятелей от искусства заливается с трибуны соловьем, рассказывая, как космические корабли бороздят просторы большого театра. Китайский переводчик переводит речь односложно - "сяо-мяо", как изобразил это потом Валерий Павлович.
Деятель продолжает речь.
Переводчик своим землякам-делегатам: сяо-мяо.
Деятель начинает нервничать и осторожно интересуется у Валерия Павловича - а чего он так кратко переводит? Чего он им сказал то?
Валерий Павлович ответил почти как китайский переводчик - кратко: "пиздит". Речь закончилась очень быстро.
Так вот, в связи с часто встречающимся упоминанием великих китайских кораблей 15 века

Примерно так выглядит великое китайско сяо-мяо.
Актер и целитель В.П. Малышев, человек, которого я безмерно уважаю, в свое время рассказал забавнейшую историю. В советские времена ему довелось присутсвовать на международном слете, на котором присутствовали китайцы. Один из партийных деятелей от искусства заливается с трибуны соловьем, рассказывая, как космические корабли бороздят просторы большого театра. Китайский переводчик переводит речь односложно - "сяо-мяо", как изобразил это потом Валерий Павлович.
Деятель продолжает речь.
Переводчик своим землякам-делегатам: сяо-мяо.
Деятель начинает нервничать и осторожно интересуется у Валерия Павловича - а чего он так кратко переводит? Чего он им сказал то?
Валерий Павлович ответил почти как китайский переводчик - кратко: "пиздит". Речь закончилась очень быстро.
Так вот, в связи с часто встречающимся упоминанием великих китайских кораблей 15 века

Примерно так выглядит великое китайско сяо-мяо.
www.china-voyage.com/2010/12/dzhonki-i-poputnye... - еще более хвалебный текст. Джонки подросли.
salda.ws/razvl/gines/0/27.html - как бе рекорд.
Почему не верю:www.diary.ru/~icedearth/p143960435.htm - мои мысли на этот счет.
Дополнительно: парус джонки, как она выглядит на рисунке, имеет площадь порядка 2000 м2. Между реями-рейками - порядка 100м2. Европейские паруса из лучшей парусины при такой площади весили 0.3-0.5 кг/м2 в зависимости от назначения, размеров и страны. Паруса из циновок, как это было у косоглазых - от 0.7 до 1.5 кг/м2. Парус весит порядка 2 тонн, причем он не разрезной, стоит заметить. Управление им требует огромной, поистине чудовищной команды. По время шторма парус мокнет и вес его становится поистине чудовищен - до 5 тонн, это без учета рей. Сколько человек нужно чтобы поднять такой парус? Учитывая, что на джонках такелаж достаточно примитивен, то я бы сказал человек сто. На каждую мачту, а их девять.
Еще один вопрос - как обеспечить достаточную прочность мачт, такелажа и корпуса судна, чтобы все это выдерживало чудовищную ветровую нагрузку при крепком ветре? Как вся эта хренотень поведет себя при шквалистом ветре? Где у китайцев канатные мастерские, способные выпускать километры канатов толщиной в руку, как в Англии, Франции и Испании? А для таких мачт и парусов канаты нужны толщиной даже поболее. Приколу для можно посмотреть на канаты стоячего такелажа "Виктори", "Катти Сарк" - как раз таки такие, несмотря на меньшую (чем вырисовывается у китайцев) высоту мачт и площадь парусов (на всей Катти Сарк парусов было менее 3000 м2). А это, заметь, вершина развития кораблестроения.
Самые большие джонки, реально плававшие по морям и окиянам имели водоизмещение немногим больше 1000 тонн при длине 45-50 метров - это реальный предел для корабля такой конструкции.
Так что я бы поставил на то, что в рекорде надо заменить метры на футы и тогда все приходит в порядок. Но китайским ученым, почти как британским, хочется доказать величие своей страны в любые времена. Поэтому немного сяо-мяо не повредит.
Считаю, что были они даже помельче самых крупных европейских, по крайней мере по длине.
Строительство европейских кораблей - это долгий и мучительный путь, на котором набито немало шишек. И опыт военного кораблестроения всегда был очень тесно связан с опытом кораблестроения гражданского - стоило появиться технологии строительства больших кораблей для торгового флота, их немедленно позаимствовал флот военный. И как это ни парадоксально, но многие изобретения, менявшие облик кораблей, впервые были применены на торговых кораблях (или кораблях двойного назначения). Но при этом стоило воякам изобрести что-то хорошее, как например, разрезные паруса (хотя не факт, что их впервые применили вояки, скорее наоборот), как это новшество оседало в торговом флоте. И дальше эволюционировало непрерывно. В результате этой параллельной эволюции торговые корабли выросли до размеров бОльших, чем корабли линейные, на них же впервые был применен металлический набор корпуса, позволивший еще больше увеличить размеры. Тут ведь как - чем больше корабль, тем выше его рентабельность при грузоперевозках - относительная численность экипажа и стоимости самого корабля к тонне перевозимого груза падает с увеличением тоннажа. Поэтому если бы у китайцев была технология строительства кораблей сверхразмеров, то в торговом флоте они бы остались и хрен бы с ним флотом военным. Они существовали бы параллельно с небольшими и средними кораблями, но они бы не исчезли.
Прости, но что ты имеешь в виду под разрезным парусом в данном случае?
Собственно разрезные паруса (в первую очередь марселя) появились на торговом флоте аккурат тогда, когда военных парус интересовал чем дальше, тем меньше - во второй половине XIX века...
Видимо, все-таки не разделить, а ставить вместо одного большого... далее по тексту.
Кстати, еще один интересный момент касательно великих китайских джонок: им потребовалось бы гораздо меньше канатов толщиной в руку, чем аналогичным европейским кораблям. У них, это... стоячего такелажа было ну совсем не густо.
То есть совсем. То есть местами как бы и вовсе не было - особенно на ранних.
А теперь смотрим на это самое сяо-мяо с мачтами высотой с телебашню, и представляем себе поставленные друг другу на торец бревнышки (пусть даже сбитые скобами и т.п.), не растянутые по каждому стыку, как по марсам и т.д. у европейских корабликов - и представляем себе, что с такой мачтой будет просто даже при качке, вдобавок под весом циновки соответствующего размера... и толщины - чтобы она под собственным весом не рвалалась.
Ветер уже можно не учитывать. Где у нее там метацентр окажется - тоже считаем по желанию...
В общем, "Васа" по сравнению с таким чудом кораблестроения - надежнейшее судно с отличной мореходностью.
Думаю, что догадались бы все же, что привязать-то надо.
Циновки там кстати были усилены своего рода реями (бамбуковые бревнушки поперек циновок) связанные между собой веревками. Порой даже пишут, что парус можно было собирать как жалюзи, своего рода замена рифам. То есть высота каждого циновочного полотна была метра два-три, дальше шло бревнышко, к которому она крепилась, бревнышко было веревочками привязано к следующему, на котором опять таки висела циновочка, но все это было скреплено между собой. Вобщем конструкция получалась дай боже.
На поздних крупных - догадывались поставить штаги, иногда - чуть отнесенные к носу ванты. На совсем поздних вообще переняли европейскую систему.
Хитрость-то в этой системе, выросшей из речных лодок, какая: там вместо стоячего такелажа отчасти работает бегучий.
...и все бы хорошо, если бы не склонность (врожденная) китайских парусов к скручиванию.
В итоге - вся эта система работает примерно как ранние европейские, расчитанные на один крупный парус на мачте - например, "латинский". До определенного предела размеров. И там уже даже не в размерах команды дело (в конце концов, блоками китайцы пользоваться умели), а именно в том, что нагрузки и на деревяшки, и на веревки начинают распределяться по-другому. В конце концов, европейцы тоже неспроста додумались заводить ванты на высоких мачтах не от топа сразу на борт, а на салинги, марсы и т.д. - а на современных яхтах с высокими цельными мачтами для той же цели служат ромбованты...
Проблема только в том, что для того, чтобы додуматься до такого - надо иметь определенный опыт и "культуру" такелажа. У китайцев она была иной... и вдобавок у них еще и было трепетное отношение ко всему традиционному. Для внедрения инноваций обычно требовалось, чтобы кто-нибудь пришел, образцово-показательно настучал по башке и продемонстрировал преимущества новых методов, а там - о! Китайцы были (и есть) великие мастера копировать все, что увидят!
Ну, почти все, и второй вопрос - как...
Историю про первый китайский колесный пароход знаешь?
Историю про первый китайский колесный пароход знаешь?
Про пароход нет, а вот про колесные военные джонки 12 что ли века читал.
А что там с пароходом?
С китайским, слава Богу, практический был только на модели, которую делали, чтобы прикинуть, что к чему будет в нашем варианте.
А что там с пароходом?
Аккурат колесные военные джонки и есть.
Далее рассказчики расходятся в степени анекдотичности, а дело было так:
***
Вверх по реке виднелось 14 военных джонок и 5 больших вновь построенных лодок, приводимых в движение с помощью четырех деревянных гребных колес. С этой флотилии также был открыт огонь, но, за дальностью расстояния, ядра не долетали до англичан.
Вслед за судном «Modeste» следовали судно «Columbine», на буксире парохода «Phlegeton», и судно «Clio», на буксире парохода «Pluto».
Пароходам, поставившим боевые суда на указанные им места, следовало вернуться назад за десантом. Пароход «Tenasserim», показавшийся первым из дыма, которым заволокло эскадру, приготовился уже подойти к транспорту, чтобы принять десант, как вдруг на адмиральском судне взвился сигнал, чтобы пароход отправился за фрегатом «North Star» (26 ор.), появившимся на горизонте и спешившим под всеми парусами. Перестрелка продолжалась около двух часов, так что к концу этого времени фрегат «North Star» поспел стать на якорь впереди фрегата «Blonde».
Пароход «Nemesis», подведя судно «Modeste» на расстояние ружейного выстрела к 10 орудийной батарее, расположенной при входе в залив, отдал буксир и открыл огонь из носовых орудий по военным джонкам, а из кормовых по батарее. Джонки, видя, что пароход идет на них, отвечали тем же; но когда «Nemesis» приблизился на расстояние картечного выстрела, китайский коммодор или адмирал обратился в бегство, а за ним и вся флотилия. Колесные лодки опередили других, идя со скоростью 6 верст в час. С парохода открыли частый картечный огонь. Китайские матросы находились в замешательстве: кто пробовал спасаться на шлюпках, кто просто бросался за борт и хотел плыть; из последних некоторые утонули.
Первыми, как представлявшими новинку, были абордированы колесные лодки. Впоследствии оказалось, что ими командовали мандарины высокого ранга, из чего можно заключить, что китайцы придавали им большое значение. Лодки имели с каждого борта по два гребных колеса, вращаемых помощью шестерен, приводимых в свою очередь в движение вручную. Весь этот механизм помещался между двух палуб, так что люди, вращавшие шестерни, были закрыты. Эти суда оказались новой постройки и вооруженными двумя-тремя вновь отлитыми медными орудиями, не считая множества гингальсов большого калибра. Кроме того на них найдено множество фитильных ружей, пик, сабель и т. д. Хотя эти суда были довольно уродливы, но тем не менее пригодны для перевозки войск в тихую погоду.
Пароход «Nemesis», преследуя две большие джонки, подошел близко к берегу и стал на мель, в то время, как был отлив. Пароход «Phlegeton», поднявшийся в это время вверх по реке, попробовал стащить «Nemesis», но безуспешно, и последний пароход простоял на мели несколько часов. В виду сего, командир «Nemesis’а» послал шлюпки, под командою Галбреса, взять в плен и уничтожить остальные джонки, брошенные экипажем и плававшие по реке или выбросившиеся на берег; но так как с мачты парохода были видны китайцы, спрятавшиеся за деревьями и строениями, чтобы отрезать путь отступления неприятелю, если он высадится на берег, то шлюпки, направившиеся к берегу, получили приказание не уходить от парохода далее расстояния орудийного выстрела. Пароход «Phlegeton» принял также участие в истреблении джонок, из которых успели спастись всего только две; остальные были зажжены и уничтожены, за исключением трех колесных лодок и одной джонки, отбуксированных впоследствии к эскадре.
***
fictionbook.ru/author/butakov_aleksandr/opiumni...
То бишь китайцы (к тому время про свои стародавние колесные достижения успешно позабывшие) попытались скопировать (и даже улучшить - колес-то вдвое больше!) европейские пароходы. Сделали самоновейшие большие джонки с колесами, посадили на них знатных командиров, вооружили новыми пушками...
...вот только паровой двигатель построить не сумели - не тот уровень технологии оказался. Так что пришлось в машинное отделение толпу китайцев загонять, чтобы крутили...
А поучительная байка про то, как китайцы в точности срисовали пароход, построили точную копию, только дым из трубы не шел, потому что колеса вручную крутили - с тех пор много где и в много каких вариантах ходит. Когда китайцы "срисовали" движки для Су-27 и попробовали наладить производство (в результате чего - двигатель-то работает, но не с теми параметрами и с мизерным ресурсом, так что они его на экспорт гонят, а на свои самолеты - у нас закупают) - эту байку частенько вспоминали.