Однако Вечному Городу вновь грозило нашествие, пусть даже и не совсем варваров, а вполне себе христиан, но легче от этого не было.

Франциск I, тот самый, который при Павии утверждал, что потеряно все, кроме чести, успешно похерил и честь (по крайней мере, с точки зрения своих оппонентов), решив, что Мадридский договор его не устраивает (а котго бы устроили условия, столь неприятные?). К Франциску сразу же присоединились все, кто были недовольны растущим могуществом Империи - паписты, Венеция, Милан и могущественное в то время семейство Сфорца а так же, что немаловажно, генуэзцы под предводительством Андреа Дориа. Чуть позже примкнули и англичане, которые в гробу видели усиление Империи.
Франциск, наученный горьким опытом, не спешил посылать в Италию войска, предоставив своим союзникам пока что повоевать без него. Для союзников все складывалось не очень хорошо - испано-имперские войска понемногу теснили их, Сфорца потеряли Милан, но на этом дело застопорилось.
У Карла V тоже все было не очень гладко - предыдущие войны существенно истощили казну, и, хотя Империя была огромна, могущественна и грозна, ситуация была шаткая. Войск катастрофически не хватало. Одно из наследий грозного Максимилиана, предыдущего императора, старый добрый Георг Фон Фрундсберг, в очередной раз пришел на помощь державе - назначенный командующим ландскнехтами, он за три недели набрал более 12000 солдат, в основном ветеранов - то, что должно было составить костяк имперского войска в Италии.
Созвать оказалось проще чем содержать - несмотря на то, что Фрундсберг платил ландскнехтам из своего кармана (не очень долго, все же его богатства были несравнимы с аппетитами армии), полугодовая задолженность по зарплате едва не привела к восстанию. Этот инциндент стоил Фрундсбергу здоровья - пытаясь утихомирить солдат отечества, он слег с инсультом, правда ландскнехтов это пристыдило - восстание так и не началось.
Зато Карл потерял командующего, которого ландскнехты слушались беспрекословно. И это повлекло за собой беду, правда не для импреатора, а для жителей Рима. Голодные и злые, ландскнехты двинули на Рим. Кроме ландскнехтов на Рим двинули все, кому не лень - испанцы, итальянцы, наемники всех мастей, но в грабеже почему-то принято обвинять только ландскнехтов.
Общее руководство этими ребятами осуществлял бывший коннетабль Франции, Шарль де Бурбон, вусмерть разобиженный на Франциска, настолько, что принял командование его врагами. Риму было почти нечего им противопоставить - швейцарские гвардейцы и ополченцы, которых едва набиралось 5000 - одним ландскнехтам на ползуба.
Выстрел, который в самом начале осады сделал итальянский снайпер, можно считать одновременно и самым удачным и самым неудачным выстрелом столетия - был подстрелен командующий, Шарль де Бурбон. Выстрел приписывают Бенвентуро Челлини, чья жизнь даже без этого выстрела могла бы быть основой приключенческого романа. Есть так же мнение, что стрелял он из нарезного ружья собственной конструкции, но, как и тому что стрелял именно он, достоверных подтверждений нет.
Пока итальянцы радовались, что у них есть такие меткие стрелки, в стане врага шли споры - кто будет командовать дальше? Инструкций на этот счет не было и все (по давней рыцарской традиции) послали друг друга куда подальше - у всех были свои командиры, которые не хотели подчиняться каким-то испанцам, итальяшкам, гансам.... Ну вы поняли.
Вы как хотите, а мы грабить - сказали ландскнехты испанцам. Испанцы поддержали, итальянцы не отстали и в результате решительного штурма грод был взят в тот же день, когда началась осада и был подстрелен Бурбон. Резня, которую устроила имперская сборная на улицах, в домах, дворцах и церквях Рима очень живо напомнила все страшилки о варварах. Часть ландснехтов ломанулись грабить Ватикан. На ступенях собора Святого Петра их встретили "заклятые друзья" - швейцарцы.

Все швейцарцы, оставшиеся прикрывать отступление (читаем - паническое бегство) понтифика в замок Святого Ангела там и полегли. Сразу за папой никто не погнался - парни были заняты грабежом церковных ценностей (да, это были уже не те ландскнехты, набожные крестьянские парни, которые молились перед битвой).
Клемент (папа) бежал быстрее лани через потайной ход вот в этой стеночке.

Бежать не очень близко, но рывок сделать стоило - замок Святого Ангела был укреплен очень хорошо. До сих пор на его бастионах стоят весьма аутентичные пушки того времени (с неаутентичными ядрами значительно бОльшего калибра, сложенными рядом), стены высоки, а папские помещения скорее напоминают дворец, чем крепость.

Штурмовать замок не стали - постреляли немного из пушек для острастки. Папа просидел в осаде ровно месяц (все это время рядовым римлянам приходилось гораздо хуже). 6 июня папу отпустили за выкуп в 400 000 дукатов, чего хватило и на зарплату ландскнехтам и не только.
Французы наконец-то опомнились и начали воевать активно, но было уже поздно - ход войны был переломлен в пользу Империи. Новый мирный договор был еще болезненней и позорнее для Франции, репарации, выплаченные Франциском были огромны - 2 млн экю. Урока, полученного французами хватило ненадолго - через десять лет началась новая война. Однако Папы урок усвоили и долгое время лезли в светскую политику с оглядкой и опаской.
@темы: Дыбр, Историки негодуэ, Наследники легионов, Злые рудокопы, Непутевые сыны Максимилиана, 16 век