
Швейцарская пехота окружена множеством легенд, не всегда в полной мере соответствующих действительности.
Одной из этих легенд стала битва при Сен-Жакоб-ен-Бирс, произошедшая 26 августа 1444 года.
Коггинс рассказывает об этом случае так:
Будучи окружены конницей либо же намного превосходящими их силами пехоты, они в таком случае могли бы быстро образовать «ежа», ощетинившись во все стороны пиками. Именно так произошло в битве при Сен-Жакобе на реке Бирс. Эта битва демонстрирует также, как могут сражаться воины, уверенные в собственном превосходстве над противником. Отряд численностью менее тысячи швейцарцев решительно атаковал армию в 15 000 наемных солдат из Арманьяка, вторгшуюся в пределы Конфедерации. Они прорвали центр строя противника, а потом, будучи окружены большим числом конников, заняли круговую оборону, выставив пики. Непрерывно атакуемые тяжеловооруженными конниками, под обстрелом арбалетчиков и легковооруженных воинов, они удерживали свою позицию до наступления темноты, стоя среди своих мертвых товарищей и окруженные кольцом из двух тысяч трупов наемников.
читать дальшеЗвучит все это прекрасно - 1500 швейцарских пехотинцев как детей делают 15000 французов, у котрых есть тяжелая кавалерия, артиллерия, арбалетчики, лучники и аркебузиры. Французы теряют более 2000 человек и что дальше? О дальнейшей судьбе швейцарцев Коггинс умалчивает. Если учесть явную симпатию, которую он испытывает к швейцарцам, его можно понять.
Но есть и другие взгляды на этот бой.
Войска Карла VII вошли на территорию Швейцарии из Эльзаса 25 августа и уже на следующий день произошло столкновение передовых отрядов французов с отрядом конфедератов (1200 парней из Берна и еще три сотни из Базеля). Две стычки с разведкой арманьяков (французы) швейцарцы выиграли легко и это их чрезвычайно вдохновило. Поползновения офицеров к тактическому отступлению для соединения с другими отрядами бравые щвейцарские парни отмели как трусливое и неорганизованное и рванули в бой, практически, положив болт на своего командира. Переправившись через Бирс швейцарцы продолжили преследование драпавших французских разведчиков и.... Совершенно ВНЕЗАПНО столкнулись с основными силами французов под предводительством самого доффина Луи. В то время французы еще не оценили всю прелесть атаки сходу, кроме того перед ними были не англичане, а швейцарцы, которые сами были не дураки атаковать с марша. Как бы то ни было, швейцарцы перестроились в три небольших баталии (по полтыщи рыл) и сами атаковали французов, вероятно, не слишком правильно оценив их численность. А может быть как раз наоборот, оценив правильно и решив умирать с музыкой - теперь уже никто точно не скажет.
Как всегда, если в бою участвовали шыейцарцы, завязалась очень ожесточенная схватка, в ходе которой швейцарцы отбили несколько атак кавалерии и пехоты. Несмотря на то, что примерно 1/5 часть швейцарцев была стрелками, в перестрелках (в перерывах между атаками) французы наносили швейцарцам заметно больший урон - стрелков у французов было не в пример больше. Попытка жителей Базеля прийти на помощь окруженному отряду не увенчалась успехом - французы встретили их на выходе из города, отбросили обратно к воротам и перебили более тысячи человек. Через четыре часа швейцарцам удалось отступить к стенам госпиталя св. Якова (бывший монастырь, неплохо укрепленный), чтобы занять там оборону, но французов это ничуть не смутило - подтянув артиллерию они разнесли стену и еще немного постреляв для пущего эффекта, ворвались в укрепление и вырезали еще остававшихся в живых швейцарцев.
Даже если оценивать потери французов между официальными 2000 и пессимистичными (для французов) 4000, то, учитывая уничтоженное подкрепление базельцев, потери сравнимы. Тем не менее, после этого боя швейцарская пехота окончательно приобрела славу лучшей пехоты мира, которую потом не раз подтвердила. Заслуженно, я считаю - даже в столь пессимистичной версии боя они показали себя невероятно стойкими и умелыми воинами, хотя и чрезмерно самоуверенными.
Одному из французов приписывают высказывание, что швейцарцы дрались как черти из преисподней. В какой-то мере он был прав - многие из этих парней вышли буквально из под земли - в мирное время они были рудокопами.
Памятник на месте последнего боя отряда, в саду роз (кладбище госпиталя св. Якова)

Мозаика, изображающая добивание последних.

Подпись "Сегодня мы сражаемся среди роз" как раз указывает на место окончательной гибели отряда. У швейцарцев вроде как считается нарицательным, аналог "до последнего патрона", стоять насмерть.
Апнуто вследствие добавления картинок.
@темы:
Оружие,
Историки негодуэ,
Злые рудокопы,
15 век