понедельник, 12 марта 2012
имхаВ некотором царстве, некотором государстве.... Да что там некотором - огромная была империя. Империя, объединявшая под одной рукой половину теперешнего евросоюза и заметную часть латинской Америки плюс немалое количество колоний в других частях света.
Так вот, была в этом царстве-государстве провинция. Не самая большая, надо сказать. Население ее составляло на тот момент чуть менее 2 млн человек, в то же время в Испании население было в четыре раза больше, а если считать по всей Империи Габсбургов, то население Нидерландов и вовсе не впечатляет.
Империя была чрезвычайно богата - в руках Габсбургов были и европейские и американские серебряные рудники, приносившие доходы, по сравнению с которыми доходы от грабежа индейцев были просто смехотворны.
Более-менее эффективно противостоять Империи могла лишь Франция, чье население на тот момент было около 40 миллионов человек.
Вернемся к Нидерландам. Карл V получал от налогов в Нидерландах от 2 до 3 млн золотых гульденов в год. Средний доход от всех западных колоний в период расцвета добычи серебра в Перу и Мексике в то время - около 4-5 млн флоринов (аналог гульдена) в год. При том, что в Нидерландах не было ни рудников, ни индейских городов с сокровищами. Средний годовой оборот внутренней торговли в Нидерландах составлял порядка 17-20 млн, внешней торговли - почти вдвое больше. Испания давала своему господину.... 600 000 флоринов налогов.
Учитывая, что на рубеже 16-17 веков, когда все эти радости происходили, действовал принцип «Point d’argent, point de Suisse» («Нет денег – нет швейцарцев!») (хрен с ними швейцарцами, признаю, тогда они уже не были столь востребованы и круты, но смысл оставался тот же, армии были в основном наемными), победа в войне во многом определялась количеством денег.
Кроме войны во Фландрии испанцам приходилось вести войну то с турками, то с французами и, порой, расходы на войну были больше чем доходы короны. Дефицит бюджета мог легко достигать 100% - банкиры шли на предоставление кредитов, даже несмотря на то, что Испания неоднократно объявляла себя банкротом.
Все это время, пока Испания (да и Империя в целом) сидела не "серебряной игле", Нидерланды развивали у себя промышленность, земледелие и... Банковское дело. Забавно, но часть денег на войну во Фландрии испанцы получали в долг от местных банкиров. Еще один пример пламенного патриотизма, ага. Пример голландцев оказался заразительным и последовавшие по этому пути французы, благодаря усилиям Кольбера по развитию промышленности и земледелия во Франции, совершили "французское экономическое чудо". За половину века количество мануфактур во Франции выросло в 5-6 раз, доходы короны возросли почти впятеро. А Империя, основой экономики которой было серебро и товары из колоний, отстала весьма заметно.
Это я к тому, что даже не имея значимых природных ресурсов страна может стать сильной.
@темы:
17 век