![изображение](http://ic.pics.livejournal.com/george_rooke/17163161/34351/34351_600.jpg)
На картинке для привлечения внимания в правом верхнем углу ранний галеон.
читать дальшеЧтобы не было непонимания, для начала стоит определиться со значением этого термина.
Мы не будем его рассматривать узком смысле слова, характерном для современных "научно"популярных обзоров по истории кораблестроения и означающем "большой испанский военный корабль", а ограничимся португальским (и близким к тому испанским) значением слова, означающим корабль определенной конструкции. Впрочем, сразу же оговорюсь, что и слово и корабли использовали не только испанцы, но и все европейские страны, достигшие определенного (высокого) уровня в кораблестроении.
Эволюционно галеон является развитием нао, каравелл и каррак.
Впервые термин "галеон" появляется в 30-е годы 16 века в Португалии, там же появляются и первые галеоны.
В нижней части картинки - переходный тип от нао к галеону.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/1/8/3/1183608/85002602.gif)
От карраки галеон отличался довольно значительно, в первую очередь отношением длины к ширине. Для галеонов отношение длины к ширине по ватерлинии колебалось около 4, для каррак - 3-3.5. Соответственно, галеон при равной парусности и водоизмещении мог плавать несколько быстрее. На галеонах окончательно отказались от обшивки внахлест, используя только характерную для каравелл обшивку вгладь (и здесь можно поставить крест на традиции строительства нефов (нао), для которых обшивка в нахлест применялась наравне с обшивкой вгладь, ломая мозг любителям четкой классификации).
Внешне он тоже отличался очень сильно - у галеона появилась транцевая (прямоугольная) корма в отличие от круглой у большинства каррак (к которой, кстати, вернулись на поздних линейных кораблях), надстройка на баке (на носу) стала ниже и сместилась ближе к корме, теперь не нависая над форштевнем, изменилась форма форштевня и бушприта, на носу появился гальюн.
Здесь вы можете видеть, как галеон с транцевой кормой ведет неравный бой с морскими чудовищами, предположительно злонравными китами.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/1/8/3/1183608/85002604.jpg)
Гравюра начала 17 века.
Кормовая надстройка (ют) стала выше, уже и несколько длиннее, чем у каррак.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/1/8/3/1183608/85002601.jpg)
Сравнительные формы поздней карраки и раннего галеона.
Верхняя часть бортов была сильно завалена внутрь (большой привет тем, кто классифицирует корабли с такой формой корпуса как флейты, появившиеся позже). Опять же, завал бортов внутрь использовался и на нао и на карраках, но на галеонах стал сильнее. Такая форма корпуса позволяла решить сразу несколько проблем: взять такой корабль на абордаж было тяжелее, чем корабль с прямыми бортами или развалом бортов, при ударе волны в борт корпус испытывал несколько меньшие нагрузки, поскольку сила удара отражалась вверх и вниз,
Еще одной особенностью галеонов стала непрерывная пушечная палуба. Понятно, что она появилась не на галеонах, а до них, но это одна из отличительных особенностей галеона.
То есть в результате получился крупный корабль с закрытой орудийной палубой, относительно длинным корпусом с характерной кормой, надстройками, способный довольно быстро перевозить много груза и при необходимости довольно эффективно обороняться и, учитывая, какие у него могут быть противники, атаковать.
У португальцев и испанцев галеоны довольно быстро переняли и англичане
![](http://static.diary.ru/userdir/1/1/8/3/1183608/85002606.gif)
Их галеоны были не столь крупными, как у испанцев, зато они не тяготели, как испанцы, к уже устаревшей форме корпуса, близкой к поздней карраке.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/1/8/3/1183608/85002608.gif)
Понятно, что эволюция галеонов не останавливалась, они сильно менялись в зависимости от места строительства, региона использования и назначения.
Так, например, голландские галеоны были меньше испанских, с меньшей осадкой, лучше приспособленные для использования на относительно небольших глубинах (что, впоследствии было характерно и для голландских линейных кораблей), впоследствии эволюционировали во флейты.
![](http://static.diary.ru/userdir/1/1/8/3/1183608/85002612.jpg)
Как раз переходная форма от классического галеона к флейту.
Испанские галеоны для океанских перевозок дорогостоящих грузов долгое время были самыми большими кораблями в мире, достигая водоизмещения в 2000 тонн.
![изображение](http://images.vfl.ru/ii/1448826965/9786e08b/10649893_m.jpg)
Поэтому когда упоминается галеон это может означать весьма разные корабли.
Отдельным направлением стали большие военные галеоны, очень крупные корабли, достигавшие в длину 60 метров при водоизмещении примерно в 1500 тонн. Они уже не были предназначены для перевозки грузов и были по сути переходной формой к линейным кораблям. Эти корабли были гордостью флотов коронованных особ, символом морского могущества, богато украшенными,
Самым известным большим военным галеоном по-моему остается Ваза, на который можно вживую посмотреть в Стокгольме.
![изображение](http://www.shot.ru/photo/1449.jpg)
Зрелище очень впечатляющее, я, честно говоря, был в восторге.
Про Вазу было написано много интересного, я тоже в свое время писал и выкладывал фотографии из музея, но могу сказать одно - после Вазы кораблестроители крепко призадумались о том, что корабли, особенно для королей, надо строить по принципу семь раз отмерь, подумай и добавь немного. Результатом стала французская "Корона" положившая начало великолепным французским линейным кораблям и английский Роял Соверен (первоначально SOVEREIGN OF THE SEAS), но это уже совсем другая история.
Испанцы строили галеоны до начала 18 века, хотя с 40-х годов 17 века параллельно с галеонами строились и линейные корабли нового типа. Надо признать, что в испанском кораблестроении линейные корабли сохранили некоторые черты галеонов до 60-х годов 17 века граница между ними была довольно размытой. Можно сказать, что в середине 17 века галеоном в Испании считался очень хорошо вооруженный торговый корабль, на котором устанавливались пушки легче, чем на линейном корабле. К началу 18 века даже испанцы сдались и начали строить более дешевые и удобные в эксплуатации корабли, закончив тем самым эпоху использования галеонов.
На этом серия про эволюцию кораблей заканчивается, хотя обзоры получились далеко не столь обширными, как изначально планировались. Но в целом на вопрос откуда ноги растут у галеона я, считаю, ответил.
@темы: Историки негодуэ, 18 век, Море, море, 17 век, 16 век