Как давеча обещал, кратко и поверхностно пробегусь по эволюции каравеллы.
Почему? все просто это корабль, на котором совершили огромное количество открытий, корабль, который ушел от берегов в открытый океан. то есть одна из самых ярких эпох в истории мореплавания своим началом обязана каравелле.
читать дальшеНачнем, как уже повелось, в названия.
Есть три основные версии происхождения этого названия, которые выглядят правдоподобно.
Первая - уменьшительное от caravo, то есть парусное судно, название которого в свою очередь идет от греческого χαραβος, от которого же происходит и наше слово корабль.
Вторая - от арабского qârib (небольшой парусник с латинским парусным вооружением), тоже, кстати, происходящего от греческого.
Ну и третья версия - это от слова carvel, то есть способ выполнения обшивки вгладь.
Хотя можно в духе Задорнова заявить, что это все от слова короб, арии-славяне, мамонты и шамбала. Ну вы поняли.
Что касается того, когда этот термин появился, то можно сказать следующее: в середине 12 века у генуэзцев упоминается carabellum (Si vis pacem), как тип судна, но к тому, что обычно понимается под каравелой это мало относится.
Проходит почти век перед тем, когда термин становится общеупотребимым настолько, что появляется в финансовых документах. Каравелла определется как тип судна, с которого берется наименьшая пошлина при входе в португальскте порты. Это позволяет с большой уверенностью говорить - изначально каравелла была маленьким суденышком, но уже достаточно большим, чтобы его считали чем-то большим, чем рыбацкая лодка.
Фактически, каравелла 13 века это судно около 20 тонн водоизмещением, имеющее довольно острые (по сравнению с "круглыми" кораблями, да и поздними справедливыми тоже) обводы, обшивку вгладь, навесной руль и две мачты с латинскими парусами.
Для наглядности использую значительно более позднее изображение

Формально на картинке не каравелла, но в начале своего пути она выглдела как-то так.
Постепенно она растет, появляется вторая мачта и теперь у нее есть палуба в носовой и кормовой оконечностях.

Две каравеллы и неф. Изображение конца 15 или начала 16 века.

Более подробное изображение каравеллы-латины времен Колумба.
Каравеллы оказались удобны для прибрежных плаваний, они оказались ходкими и мореходными (для повышения вместимости пришлось пожертвовать первоначальной высокой скоростью, каравеллы "потолстели", изменив соотношение длины к ширине от 5 до 2.5-3.5), приспособленными для того, чтобы ходить круто к ветру.
Как только каравеллы вышли в открытое море, на них начали широко применять прямое парусное вооружение (такие каравеллы назывались каравеллы редонды).
Собственно, примерно к середине 15 века каравелла сформировалась как тот корабль, что стал основным кораблем эпохи великих географических открытий.
Обычно в составе исследовательских экспедиций было несколько небольших каравелл и один-два более крупных грузовых корабля (это могли быть большие каравеллы, а могли быть и карраки).
Довольно быстро появляются каравеллы с артиллерийским вооружением, каравеллы армады.


Каравелла редонда армада.
Более того, со временем грань между большими каравеллами и крраками становится крайне размытой, можно сказать, что к моменту заката тех и других (появление галеонов) разница между ними заключется в том, что у каравеллы парусное вооружение преимущественно латинское, а у карраки преимущественно прямое.
Но это уже не небольшой мореходный корабль с изящным корпусом, приспособленный для того, чтобы с небольшой командой пересечь океан и вернуться или перевезти груз в каботажном плавании, а узко специализированный военный корабль, перегруженный пушками и командой, обросший надстройками в несколько "этажей".
Собственно, это уже закат каравелл.
Прямые потомки каравелл это арабские самбуки и фелуки на востоке и, пожалуй, с некоторой натяжкой шхуны, хотя со шхунами все не так однозначно.
Я знаю, что обзорчик получился убоги и спорный, но увы, творческий потенциал пал.