Жизнь хороша!
Случайно прочитал, что китайцы в XV веке строили джонки длиной в 140 м, шириной в 50 и высотой от киля до верхней палубы порядка 30 метров. При этом пишут, что водоизмещение такой джонки было порядка 3500 т.
Самое забавное, что осадка такой джонки при коэффициенте полноты 0.55 (что скорее характерно для западных кораблей, для джонок он заметно больше), с учетом того, что длина по ватерлинии будет процентов 80 от общей длины, а ширина по ватерлинии - процентов 90 от наибольшей, составит примерно 1.5 метра. То есть это должна быть плоскодонка с очень легким корпусом. Но джонки - суда килевые. Кроме того эти корабли описываются как корабли имеющие водонепроницаемые переборки, корабли предназначенные для плаваний по Индийскому океану, в котором шторма хот и не так сильны, как в Тихом и Атлантическом, но тоже ого-го. Соответственно, должна быть обеспечена прочность корпуса, чтобы он не переломился на первой же волне. А это означает тяжелый и прочный набор. Глядя на изображения джонок, да и на современные джонки, вроде бы не сильно изменившиеся с тех пор, мы видим довольно глубоко сидящие суда, да и не могло быть иначе в случае с океанскими судами

Вот большая 9-ти мачтовая джонка:

Предполагается, что примерно так и выглядели джонки Великого Флота. (ога, Великие Армады были не только у испанцев).
Если прикинуть ее осадку, то получается метров 7-9, как мне кажется.
При таком раскладе, при указанных размерах 140х50х30 метров водоизмещение джонки должно составлять:
140х0.8х50х0.9х8(ожидаемая осадка в грузу)х0.55 (коэфициент полноты корпуса, характерный для галеонов)=22176 тонн. То есть больше, чем броненосцы начала 20-го века.
Но самое интересное, что адмиральская джонка "Чен Хэ" описывается как 164 метровая. Соответственно, ее водоизмещение должно бы приближаться уже к 25-27 тысячам тонн.
Для примера: самый крупный деревянный корабль (правда уже с железным набором корпуса, но ладно) - паровая яхта "Виктория и Альберт" длиной 116 метров имела весьма скромное водоизмещение в 5000 тонн.
В результате получается, что если верно указаны размеры, то совершенно ошибочно указано водоизмещение. Если верно указано водоизмещение, то размеры завышены примерно вдвое. Что дает нам примерно 70-75 метров длины и 25-30 ширины, что вполне сравнимо с крупнейшими деревянными линкорами 18-го века, кстати, имевшими водоизмещение примерно те же 3500 тонн.
Да, линкоры 18 века были заметно уже, но это объяснимо - у них был более тяжелый корпус, поскольку толщина бортов в 0.6-1 м. диктовалась их необходимой прочностью - в них, в отличие от джонок, стреляли из весьма суровых пушек. Китайцам этого бояться было не нужно и обшивка могла быть значительно тоньше, но картину в целом это если и меняет, то не столь значительно.
Вот так посидел, подумал и решил - скорее всего не верно указаны были именно размеры джонок. Не верится мне, что можно построить деревянный корабль в 164 метра длиной, который не развалится при первом же шторме. А вот 70-ти метровые вполне выдерживают.

@темы: Историки негодуэ

Комментарии
25.01.2011 в 21:02

Я хочу, чтобы все добрые люди на земле собрались и поубивали бы всех злых (c)
Тут недавно, кстати, некий товарищ грузил, что Америку открыли на самом деле китайцы, потому как он где-то на тихоокеанском побережье нашел каменные якоря китайского образца возрастом в стопицот тыщ мульёнов лет. К сожалению, не помню, утверждал ли он, что китайцы приплыли на своих авианосцах XV века. (Другие товарищи считают, что якоря эти, скорее всего, были привезены из Китая в качестве балласта, а затем выкинуты за ненадобностью и вообще он мудаг)
25.01.2011 в 21:56

Жизнь хороша!
Кстати о китайских якорях: там же, где идут загрузы про китайские супер-пупер джонки утверждается, что якоря у них весили по 300 кг. надо сказать, что для корабля такого размера якорь весом в 300 кг - это смехотворно мало даже если использовать современные якоря с чудовищной удерживающей способностью. Учитывая, что китайцы использовали аналоги адмиралтейских якорей (в принципе, в Китае якоря вполне похожие на адмиралтейские появились примерно за 1000 лет до н.Э и с тех пор менялись незначительно, разве что технология изготовления менялась разительно и незначительно - форма), то для того, чтобы удержать такой корабль на месте им понадобилось бы одновременно бросать примерно дюжину, что, вобщем-то, идея не самаяя здравая.
В принципе, постановка корабля на пару-тройку якорей практиковалась и в Европе, ибо чем меньше якорь, тем он дешевле, но при том даже два-три якоря весом в 300 кг не удержат даже 3500 тонный корабль.
Для примера - только шток римского якоря для триремы (корабля, что ни говори, прямо-таки смехотворного на фоне китайского монстра) весил 450-600 кг. Понятно, что это были штоки от "Anchora Sacra"-"священных якорей", то есть штормовых, использовавшихся, когда легкие и удобные в использовании не держат во время шторма. Еще раз замечу - это массово выпускавшиеся якоря.
На корабле "Двенадцать апостолов", опять же, небольшом по сравнению с мега-джонкой было пять якорей весом от 200 до 330.... пудов.
а все потому, что держащая сила позднего адмиралтейского якоря - примерно 12-15 кг/кг веса смого якоря. прошу заметить - якорей заметно более совершенных, чем у китайцев 15 века.
В который раз себе говорю - подход к "историческим рекордам" "с линейкой" приводит к некоторым разочарованиям.
насчет каменных китайских якорей в америке не знаю, не слыхал.
25.01.2011 в 23:02

Scripta manent
Отчего-то сразу вспоминаются знаменитые китайские кубики

25.01.2011 в 23:54

Жизнь хороша!
Нашел чертежи китайской джонки. Завтра разберусь подробнее.
Пока склоняюсь к мысли, что размеры джонок - это как дальность стрельбы из луков у султанов. Если маловато - слуги пронесут еще метров 300.
26.01.2011 в 22:47

Мельник не ворует. Люди сами носят.
Где то слышал фразу, что джонка- не более чем мега-плот. В лучшем случае-плоскодонка. Если предположить большую джонку, очень большую, для открытия америки- что мешает сделать в ней швертовый колодец, и огромный шверт с балластом на нижнем конце?
26.01.2011 в 23:17

Жизнь хороша!
Кулак
Насчет плотообразности джонки - не совсем верно. Точнее совсем не верно.
Вот тебе картинка:


Здесь видно, что она сидит довольно глубоко - а это именно китайская джонка.
Кстати вот:

Сумрачный китайский гений.
27.01.2011 в 17:55

Мельник не ворует. Люди сами носят.
Осознал. насчёт плоскодонки.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии