Жизнь хороша!

Кликабельно. буквы, картинкиКороль-долгожитель сделал для Франции много хорошего и много плохого. Именно при нем флот Франции достиг своего расцвета и при нем же своего упадка.
Наибольшей удачей для флота Франции было вступление Кольбера в должность интенданта финансов. Кольбер вообще крайне интересная личность, но сейчас он интересен лишь косвенно - благодаря его усилиям у Франции появился мощный флот. Правду сказать, именно благодаря его стараниям усилить морскую торговлю Франции и возникла необходимость в сильном флоте - Голландия и Англия не могли долго терпеть конкуренции со стороны французских купцов и грабительских пошлин. Бросая вызов таким гигантам Кольбер не мог обойтись без туза в рукаве и этим тузом должен был стать флот.
Одним из лучших корабельных мастеров Франции того времени был Лоран Хубак, которому поручили строительство флагманского корабля, названного в честь владыки Франции - «Soleil-Royal», Король-Солнце.
Нужно сказать, что Лоран Хубак заметно опередил свое время, заложив корабль, который и 30 лет спустя оставался одним из самых могучих кораблей мира. Строили его как развитие невероятно удачного "Ла Короне", двухдечного корабля, способного на равных потягаться с кораблями первого ранга англичан, своими извечными соперниками. Солей Руаяль строился как трехдечный. Заложенный через тридцать с лишним лет после флагмана англичан, Роял Соверена, он превосходил англичанина по водоизмещению почти вдвое (2500 тонн против 1500), лишь незначительно превосходя по количеству орудий (104 против 102), правда оба перевооружались. У английского корабля после неоднократного перевооружения главный калибр был побольше (48 фунтов против 36 у француза), но суммарный вес бортового залпа был примерно одинаковый. Несомненным же преимуществом Солей-Руаяля было большее расстояние от воды до орудийных портов гон-дека, что позволяло использовать главный калибр в заметно худшую погоду, чем это мог себе позволить Роял Соверен. Кроме того, более совершенно парусное вооружение и большая относительная длина делали СолейРуаяль быстрее и маневреннее конкурента. В любые времена инженерная мысль не стоит на месте и 30 лет разницы в возрасте для этих кораблей были не шуткой. Естественно, что как и любой флагман того времени Солей-Руаяль был невероятно богато украшен, носовая фигура и корма поражали современников искусной резьбой и позолотой.

Тоннаж (полный) 2500 французских тонн (номинально)
Длина по верхней палубе 53,47 м
Ширина по мидельшпангоуту 14,42 м
Осадка макс. 6,82 м
Орудий на гондеке, 28 36-фунтовых пушек
Орудий на мидельдеке 30 18-фунтовых пушек
Орудий на опердеке, 28 12-фунтовых пушек
Орудий на форкастеле 4 4-фунтовых
Орудий на квартердеке 14 6-фунтовых
Как курсовые и погонные вроде бы использовались 18 фунтовые орудия.
Правда долгое время французский флагман не участвовал ни в войнах ни в походах, дожидаясь своего часа в гавани Бреста. Его время пришло в 1688 году с началом войны Аугсбургской Лиги. Корабль был отремонтирован и перевооружен как 112 пушечный, на нем поднял свой флаг Анн Илларион де Турвиль, пожалуй, один из лучших адмиралов Франции.

Звездный час Солей Руаяля наступил в сражении при Бичи-Хед, когда Турвиль разгромил англо-голландский флот. В том же сражении пошла вверх карьера Жана Бара, впоследствии одного из знаменитейших корсаров Франции.

Второй знаменитой битвой «Soleil-Royal» была битва при Барфлере, удивительное сражение, в котором Турвиль умудрился выстоять против вдвое превосходящего (82 против 44 линкоров) англо-голландского флота. Французы умудрились не потерять ни одного корабля и удержать линию. Во многом это заслуга адмирала Рассела, который укрылся в своей каюте и отказался выходить даже когда бой уже давно закончился.
Турвиль в отличие от него провел все сражение на палубе Солей Руаяля, находившегося в самой гуще сражения.
К сожалению для французов к тому моменту морским министром был Поншартен, про которого я уже писал, что я думаю. По этой причине на французских кораблях был не слишком большой запас пороха и ядер, к концу первого дня сражения почти закончившийся.
А тем временем часть кораблей союзников даже не участвовала в бою.
Турвилем было принято решение отходить, но сильно поврежденные корабли не могли даже надеяться оторваться от англичан и голландцев, а отсутствие боеприпасов не позволяло принять бой. В последующих сражениях при Ла Хог и Шербуре англичане и голландцы сполна рассчитались за позор при Бичи-Хед.
Посаженный на мель у Шербура «Soleil-Royal» сожгли брандерами вместе с еще 11-ю кораблями.
Наследник «Soleil-Royal», «Soleil-Royal II», при почти таких же размерах нес всего 80 орудий (такова была морская политика Франции середины 18 века, корабли 1-го ранга попросту не строились до 1766 года). Тоже был флагманским и тоже был сожжен на мели, правда на этот раз командой, чтобы избежать сдачи корабля в плен.
@темы: Оружие, Историки негодуэ, Море, море