Жизнь хороша!
Сегодня я хочу рассказать об одном из относительно удачливых авантюристов, героев конкисты Юкатана.

читать дальшеВопреки мнению Гумилева в жизни конкистадоров было мало веселого, по крайней мере с точки зрения офисного планктона типа меня. В качестве примера приведу один год из жизни Франциско Монтехо и его товарищей.
Если верить конспирологической теории Хуана Худериаса, то все жестокости конкистадоров - это неправда и придумки коварных англичанишек (признаю, англичанишки со своей пропагандой достигли больших успехов и более злостных очернителей придумать сложно, но совсем отрицать отжиги конкистадоров не стоит). Тем не менее, Франциско Монтехо устроил майя почти такое же счастье и веселье, как Эрнан Кортес ацтекам.
Итак, начнем ab ovo.
В 1526 году, 19 ноября - Франсиско де Монтехо, передал императору петицию с обоснованием выгод завоевания Юкатана. К 8 декабря император Карл V рассмотрел выгоды и риски и подписал в Гранаде договор с Монтехо, по которому тот обязался завоевать для испанской короны новые земли и построить там города (понятное дело, с блекджеком и шлюхами, а точнее с золотыми и серебряными шахтами, доход от которых еще больше обогатит корону).
В мае 1527 года Монтехо отплыл из Испании с 250 солдатами на 4 кораблях. Когда он прибыл в Юкатан, с собой у него были 53 лошади несколько боевых собак (кстати, использовались они испанцами довольно широко, есть даже упоминания о том, что боевые собаки использовались и в европейских войнах 15 века (Муртен))

Прошу обратить внимание, что когда испанцы прибыли на остров Косумель, местные жители встретили их стиснув зубы, но не проявляя ни малейшей агрессии "потому, что были уже знакомы с испанцами". Эту фразу можно расценить двояко - сторонники теории о зверствах испанцев могут сказать, что это было проявление ужаса, вызванного террором испанцев, а противники могут возразить - мол что вы? Это потому что они знали, какие испанцы добрые и как хорошо с ними дружить. Я лично склонен полагать, что индейцы к тому моменту знали и о выгодах дружбы с испанцами и о бедах войны с оными.
Передохнув на Коскумеле после довольно долгого путешшествия испанцы двинулись дальше, основав возле индейского селения Шельха городок Саламанка, в честь родины Монтехо.
Место выбрали крайне неудачно - урожаи оказались низкие, а вот лихорадило народ по злому - от болезней скончалось более 50 человек, что едва не привело к бунту. Монтехо в лучших традициях сжег мосты - три корабля были сожжены, четвертый отправлен за подмогой. Дальше, не дожидаясь подмоги, Монтехо отправился вглубь материка, оставив в Саламанке 40 человек больных. С ним было 125 человек.
Болезни не прекратились, но к ним добавились и другие беды - индейцы в большинстве случаев встречали испанцев крайне недружелюбно, лишь в некоторых селениях их встречали "хлебом и солью". В одном из таких селений Монтехо оставил 20 тяжело больных солдат и двинулся дальше, не зная, что жить парням осталось недолго и умрут они совсем не от болезни. Выждав, пока отряд Монтехо уйдет достаточно далеко, гостеприимные майя перебили больных испанцев, о чем впоследствии горько пожалели, но это уже совсем другая история.
Вскоре Монтехо и его спутникам все же улыбнулась удача - в городе Экабе их встретили действительно дружелюбно и они провели там почти полтора месяца, отдыхая и отъедаясь. Это, кстати, очень важный на мой взгляд момент - после столь долгого и близкого общения вряд ли кто из индейцев считал испанцев богами, демонами или чем-то еще сверхъестественным, они прекрасно познакомились с лошадьми и боевыми собаками испанцев. Налет мистики, если он и был, даже не будучи сметен окончательно, должен был стать весьма малозаметен. Ну и не забываем об испанцах, которых благополучно прирезали и принесли в жертву местным богам в Поле, "дружелюбном" селении, где Монтехо оставил больных. Как ни крути, а сарафанное радио у индейцев должно было работать не хуже, чем в любой другой стране, а может и лучше, если вспомнить специально обученных гонцов-скороходов.
Покинув Экаб, Монтехо отправился в Чавак-ха, где тоже был принят весьма благосклонно, но на утро нашел город покинутым и вскоре был атакован индейцами. Непонятно, почему местный касик не напал на них ночью, но это было его ошибкой - испанцы успели приготовиться к бою и отразили нападение, потеряв всего 12 человек убитыми. Парламентеров, явившихся на следующий день испанцы не поняли - во время схватки был убит переводчик. Следующим городом на пути Монтехо стал Ак. Население заблаговременно покинуло город, предупрежденное жителями Чвак-ха об опасности. испанцы не долго думая разграбили город, а на следующее утро на них напали индейцы. Возможно это были не воины, а ополчение, но все равно они представляли для испанцев нешуточную опасность - численное превосходство было многократным. Индейцы потерпели поражение - только убитыми они потеряли около 1200 человек (мне это кажется весьма реалистичным, если учесть, что противостояли им опытные головорезы, вооруженные и защищенные гораздо лучше, чем они сами, для примера вспомним хотя бы набеги викингов, когда горстка нападавших брала такие города, как Руан (на тот момент 20000 населения + гарнизон)). Испанцы тоже понесли тяжелые потери, потеряв почти половину отряда. многих лошадей и боевых псов. По воспоминаниям испанцев битва длилась полтора дня. Понятно, что не непрерывно, а несколько последовательных схваток, но все же упорство обеих сторон внушает уважение.
Стало понятно, что без пополнений испанцы рано или поздно потерпят поражение и погибнут. Было принято решение возвращаться на побережье и это удалось, хотя и вернулось всего 60 человек.
В Саламанке их ждал приятный сюрприз - с Санта Доминго прибыли подкрепления, продовольствие и припасы. Монтехо решил предпринять новый поход, часть солдат отправив со своим лейтенантом Авилой на корабле, с собой же взял всего три десятка солдат. Экспедиция была сорвана благодаря усилиям еще одного испанца - Гонсало Геррера, переметнувшегося к майя и устроившего против Монтехо и Авилы информационную войну, убедив их в гибели друг друга и вместе с тем принялся обучать майя как правильно воевать с соотечественниками. Убежденные в гибели друг друга Монтехо и Авила бросили эту затею и отправились на север Юкатана, где с удивлением убедились, что были обмануты.
Гонсало Геррера, кстати, интереснейшая личность, требующая отдельной истории. К сожалению, не сохранилось ни одного его изображения, да и известно о нем не очень много. Когда поборю лень и переведу с аглицкого то, что удалось про него нарыть, напишу про Герреру, а на сегодня хватит.

Карта. Ежели присмотреться, видно обозначенный на ней Чичен-Итца, к тому времени заброшенный. Мимо его руин отряд Монтехо проходил, отступая из Ака (на карте Ах, как точно не знаю)
В качестве бонуса история от Диего де Ланда:
Рассказывают об одном испанском арбалетчике и индейском лучнике, которые, будучи оба очень искусными, старались убить друг друга, но не могли застать врасплох. Испанец притворился небрежным, опустившись на колено, и индеец пустил ему стрелу в руку, которая пронзила плечо и отделила одну кость от другой. В то же время испанец спустил арбалет и пронзил грудь индейца. Тот, чувствуя себя смертельно раненным, чтобы не сказали, что его убил испанец, отрезал лиану, похожую на иву, но более длинную, и повесился на виду у всех. Есть много примеров подобного мужества.

читать дальшеВопреки мнению Гумилева в жизни конкистадоров было мало веселого, по крайней мере с точки зрения офисного планктона типа меня. В качестве примера приведу один год из жизни Франциско Монтехо и его товарищей.
Если верить конспирологической теории Хуана Худериаса, то все жестокости конкистадоров - это неправда и придумки коварных англичанишек (признаю, англичанишки со своей пропагандой достигли больших успехов и более злостных очернителей придумать сложно, но совсем отрицать отжиги конкистадоров не стоит). Тем не менее, Франциско Монтехо устроил майя почти такое же счастье и веселье, как Эрнан Кортес ацтекам.
Итак, начнем ab ovo.
В 1526 году, 19 ноября - Франсиско де Монтехо, передал императору петицию с обоснованием выгод завоевания Юкатана. К 8 декабря император Карл V рассмотрел выгоды и риски и подписал в Гранаде договор с Монтехо, по которому тот обязался завоевать для испанской короны новые земли и построить там города (понятное дело, с блекджеком и шлюхами, а точнее с золотыми и серебряными шахтами, доход от которых еще больше обогатит корону).
В мае 1527 года Монтехо отплыл из Испании с 250 солдатами на 4 кораблях. Когда он прибыл в Юкатан, с собой у него были 53 лошади несколько боевых собак (кстати, использовались они испанцами довольно широко, есть даже упоминания о том, что боевые собаки использовались и в европейских войнах 15 века (Муртен))

Прошу обратить внимание, что когда испанцы прибыли на остров Косумель, местные жители встретили их стиснув зубы, но не проявляя ни малейшей агрессии "потому, что были уже знакомы с испанцами". Эту фразу можно расценить двояко - сторонники теории о зверствах испанцев могут сказать, что это было проявление ужаса, вызванного террором испанцев, а противники могут возразить - мол что вы? Это потому что они знали, какие испанцы добрые и как хорошо с ними дружить. Я лично склонен полагать, что индейцы к тому моменту знали и о выгодах дружбы с испанцами и о бедах войны с оными.
Передохнув на Коскумеле после довольно долгого путешшествия испанцы двинулись дальше, основав возле индейского селения Шельха городок Саламанка, в честь родины Монтехо.
Место выбрали крайне неудачно - урожаи оказались низкие, а вот лихорадило народ по злому - от болезней скончалось более 50 человек, что едва не привело к бунту. Монтехо в лучших традициях сжег мосты - три корабля были сожжены, четвертый отправлен за подмогой. Дальше, не дожидаясь подмоги, Монтехо отправился вглубь материка, оставив в Саламанке 40 человек больных. С ним было 125 человек.
Болезни не прекратились, но к ним добавились и другие беды - индейцы в большинстве случаев встречали испанцев крайне недружелюбно, лишь в некоторых селениях их встречали "хлебом и солью". В одном из таких селений Монтехо оставил 20 тяжело больных солдат и двинулся дальше, не зная, что жить парням осталось недолго и умрут они совсем не от болезни. Выждав, пока отряд Монтехо уйдет достаточно далеко, гостеприимные майя перебили больных испанцев, о чем впоследствии горько пожалели, но это уже совсем другая история.
Вскоре Монтехо и его спутникам все же улыбнулась удача - в городе Экабе их встретили действительно дружелюбно и они провели там почти полтора месяца, отдыхая и отъедаясь. Это, кстати, очень важный на мой взгляд момент - после столь долгого и близкого общения вряд ли кто из индейцев считал испанцев богами, демонами или чем-то еще сверхъестественным, они прекрасно познакомились с лошадьми и боевыми собаками испанцев. Налет мистики, если он и был, даже не будучи сметен окончательно, должен был стать весьма малозаметен. Ну и не забываем об испанцах, которых благополучно прирезали и принесли в жертву местным богам в Поле, "дружелюбном" селении, где Монтехо оставил больных. Как ни крути, а сарафанное радио у индейцев должно было работать не хуже, чем в любой другой стране, а может и лучше, если вспомнить специально обученных гонцов-скороходов.
Покинув Экаб, Монтехо отправился в Чавак-ха, где тоже был принят весьма благосклонно, но на утро нашел город покинутым и вскоре был атакован индейцами. Непонятно, почему местный касик не напал на них ночью, но это было его ошибкой - испанцы успели приготовиться к бою и отразили нападение, потеряв всего 12 человек убитыми. Парламентеров, явившихся на следующий день испанцы не поняли - во время схватки был убит переводчик. Следующим городом на пути Монтехо стал Ак. Население заблаговременно покинуло город, предупрежденное жителями Чвак-ха об опасности. испанцы не долго думая разграбили город, а на следующее утро на них напали индейцы. Возможно это были не воины, а ополчение, но все равно они представляли для испанцев нешуточную опасность - численное превосходство было многократным. Индейцы потерпели поражение - только убитыми они потеряли около 1200 человек (мне это кажется весьма реалистичным, если учесть, что противостояли им опытные головорезы, вооруженные и защищенные гораздо лучше, чем они сами, для примера вспомним хотя бы набеги викингов, когда горстка нападавших брала такие города, как Руан (на тот момент 20000 населения + гарнизон)). Испанцы тоже понесли тяжелые потери, потеряв почти половину отряда. многих лошадей и боевых псов. По воспоминаниям испанцев битва длилась полтора дня. Понятно, что не непрерывно, а несколько последовательных схваток, но все же упорство обеих сторон внушает уважение.
Стало понятно, что без пополнений испанцы рано или поздно потерпят поражение и погибнут. Было принято решение возвращаться на побережье и это удалось, хотя и вернулось всего 60 человек.
В Саламанке их ждал приятный сюрприз - с Санта Доминго прибыли подкрепления, продовольствие и припасы. Монтехо решил предпринять новый поход, часть солдат отправив со своим лейтенантом Авилой на корабле, с собой же взял всего три десятка солдат. Экспедиция была сорвана благодаря усилиям еще одного испанца - Гонсало Геррера, переметнувшегося к майя и устроившего против Монтехо и Авилы информационную войну, убедив их в гибели друг друга и вместе с тем принялся обучать майя как правильно воевать с соотечественниками. Убежденные в гибели друг друга Монтехо и Авила бросили эту затею и отправились на север Юкатана, где с удивлением убедились, что были обмануты.
Гонсало Геррера, кстати, интереснейшая личность, требующая отдельной истории. К сожалению, не сохранилось ни одного его изображения, да и известно о нем не очень много. Когда поборю лень и переведу с аглицкого то, что удалось про него нарыть, напишу про Герреру, а на сегодня хватит.
Карта. Ежели присмотреться, видно обозначенный на ней Чичен-Итца, к тому времени заброшенный. Мимо его руин отряд Монтехо проходил, отступая из Ака (на карте Ах, как точно не знаю)
В качестве бонуса история от Диего де Ланда:
Рассказывают об одном испанском арбалетчике и индейском лучнике, которые, будучи оба очень искусными, старались убить друг друга, но не могли застать врасплох. Испанец притворился небрежным, опустившись на колено, и индеец пустил ему стрелу в руку, которая пронзила плечо и отделила одну кость от другой. В то же время испанец спустил арбалет и пронзил грудь индейца. Тот, чувствуя себя смертельно раненным, чтобы не сказали, что его убил испанец, отрезал лиану, похожую на иву, но более длинную, и повесился на виду у всех. Есть много примеров подобного мужества.
@темы: Историки негодуэ, Конкиста, 16 век
низя так делать!
На себя посмотри, кто ролики по рапире кидает в столь поздний час?
а просто последний - это лопата дерьма для практиков и сильверохоливарщиков. больше для себя, чтоб не искать.
к тому же смотреть - не читать.
вот ни кому Кота не жалко...
1. Ваня, я тебя обожаю
2. Ми-ми-ми, я каждый раз тебе буду говорить: спасибо за карту, с картой прямо всё понятно
3. Совсем и не обязательно романтику, правда. Мне про боевых собаков или вот про арбалетчика и лучника тоже очень интересно
Ну и индейцы друг дружку резали так, что любо-дорого смотреть.
Да и сами индейцы... если глянуть художественное кино "Апокалипсис"- сволочи. Железа-нет. Бронзы и меди-нет. Но желание потрошить живьём ближних своих-есть. Ого-го какое.
просто меня несколько смутила эта конспирологическая теория
конкретно в америке это было полезно тем что индейцы боялись мастифов потому что это большая черная хрень с зубами похожая на пантеру а пантера священное животное а белый наверно бог раз водит священных животных на поводке и они его слушаются.
А напиши обзорный псто про использование боевых собак, кстати. Было бы весьма интересно зачесть. Позязя)
Да и подобный страх сам по себе одноразов. Ради этого зверюгу дрессировать?
А голожопых индейцев кушать, которые еще и пахнут не по-людски.....
Как-то про контрразведывательную деятельность и не подумал.