Жизнь хороша!
Просматривая книги по пиратской тематике наткнулся на презабавнейшее: оказалось, что журнал Форбс составил список 20 самых успешных пиратов. Не знаю, как статистики из Форбс считали курсы валют и учитывали ли только личные (капитанов), или же общие "заработки" команд, но тем не менее список составили. Отмечу, что во многом я со списком не согласен, например, в нем не оказалось Жана Бара, по сравнению с которым большинство пиратов из списка - жалкие неудачники. Понятно, Жана Бара трудно назвать пиратом, поскольку он был честным капером (тм.) и едва ли не половину своей морской карьеры офицером французского флота, но так и Дрейк продолжал пиратствовать уже будучи адмиралом.
На мой взгляд следовало бы конечно разделять "вольных пиратов" и каперов с приватирами, но зачастую грань была настолько тонкой, что пришлось бы одного и того же пирата делить неоднократно - эту экспедицию под его руководством организовали арматоры, следующую он провел сам, потом стал капером на службе короля, опять пиратствовал на свой страх и риск по истечении патента, вот он уже офицер флота, а вот грабит купцов на корабле, снаряженном банковским домом "Банкиры и прочие бандиты".
В результате очень сложно отделить агнцев от козлов, козлов от козлищ, волков от волков в овечьей шкуре и так далее. И остается считать деньги.
Тут опять же возникает очень спорный момент: как считать? Считать по стоимости захваченных товаров?
Снова не слава Богу: при захвате небольшим шлюпом крупного галеона часто бывало, что пираты тащили к себе на борт только самое ценное, но сам галеон сжигали или просто топили и товары стоимостью в сотни тысяч реалов шли на дно. Испанской короне нанесен чудовищный урон, а прибыль пиратов не так велика, особенно учитывая тот факт, что со сбытом захваченного они довольно часто испытывали трудности. То есть читаем: пират Одногоний (имеется в виду капитан корабля или пиратский "адмирал" командующий несколькими кораблями, что было нередким явлением) захватил галеон с грузом на 1.5 млн песо. Считаем: песо это 1/8 реала, реал переводим в доллары с учетом инфляции, получаем волнующие 100500 миллионов. На деле Одноногий перегрузил на свой шлюп деньги на сумму 100 000 песо, еду и воду (которые для пиратов действовавших в отрыве от баз снабжения, в местах с преимущественно враждебным населением представляли огромную ценность), немного шелка, немного пряностей и... И место на шлюпе кончилось. Довести до Англии (Франции, Нидерландов) галеон со всеми товарами было бы заманчиво, но почти нереально - вице-король новой Испании вот-вот снарядит карательную экспедицию, по дороге можно встретить коллег, от которых вряд ли отобьешься, поделив команду.... В результате галеон отправляется на дно, экипаж на шлюпках гребет к ближайшему берегу (или предлагается за выкуп местному алькаду). Если смотреть на ситуацию глазами испанцев, то ущерб 1.5 млн - товары, 200 тысяч галеон. Если смотреть глазами пиратов: 100 тыс. песо плюс сколько-то за товары. По любому плюс, но не такой большой, как если учесть испанские данные.
Теперь другой момент: захвачен галеон с товарами на 300 тысяч песо (по отчетам испанцев), но прибыль пиратов оказалась 1 миллион песо. Как так? Все просто - галеон перевозил контрабандные товары, которых зачастую перевозилось заметно больше учтенных.
Можно было бы посчитать захваченные корабли. Но тут опять возникает сложность с подсчетом: наш друг Одноногий захватил три шлюпа, пинасс, флейт и два флайбота, а его коллега Одноглазый - один галеон, бригантину, две шхуны, галиот и два барка. Кто захватил больше? Считать по тоннажу, как достижения немецких подводников 1 Мировой? Тоже неоднозначно, захватить 1000 тонный галеон с тяжелыми пушками может оказаться куда сложнее, чем десяток 100 тонных шхун с парой легких пушек на каждой. А куда посчитать пиратов, захватывавших города в Новой Испании?
Как сравнивать того же Сэма Беллами, возглавляющего пиратский список Форбс с его захваченными за год капитанства тремя десятками кораблей и Жана Бара, у которого счет захваченных кораблей шел на сотни, причем среди них было немало кораблей Роял Неви, о чем Беллами особо и не мечтал?
Ну и в заключение скажу так: самым успешным и хитрожопым пиратом я считаю Генри Моргана, который ограбил кОрованы, кинул своих соучастников и стал вице-губернатором, а затем жил долго и счастливо, пока не помер от старости. Большинство пиратов, опередивших его в списке форбса умерли нехорошей смертью в расцвете лет. Можно ли их считать успешнее, даже если до этого они хапнули чуть побольше, но так и не успели потратить?
Пы.Сы. На днях расскажу вам трагическую и поучительную историю двух "успешных" пиратов из первых строчек списка, ежели меня в очередной раз не забодает аццкий олень.
На мой взгляд следовало бы конечно разделять "вольных пиратов" и каперов с приватирами, но зачастую грань была настолько тонкой, что пришлось бы одного и того же пирата делить неоднократно - эту экспедицию под его руководством организовали арматоры, следующую он провел сам, потом стал капером на службе короля, опять пиратствовал на свой страх и риск по истечении патента, вот он уже офицер флота, а вот грабит купцов на корабле, снаряженном банковским домом "Банкиры и прочие бандиты".
В результате очень сложно отделить агнцев от козлов, козлов от козлищ, волков от волков в овечьей шкуре и так далее. И остается считать деньги.
Тут опять же возникает очень спорный момент: как считать? Считать по стоимости захваченных товаров?
Снова не слава Богу: при захвате небольшим шлюпом крупного галеона часто бывало, что пираты тащили к себе на борт только самое ценное, но сам галеон сжигали или просто топили и товары стоимостью в сотни тысяч реалов шли на дно. Испанской короне нанесен чудовищный урон, а прибыль пиратов не так велика, особенно учитывая тот факт, что со сбытом захваченного они довольно часто испытывали трудности. То есть читаем: пират Одногоний (имеется в виду капитан корабля или пиратский "адмирал" командующий несколькими кораблями, что было нередким явлением) захватил галеон с грузом на 1.5 млн песо. Считаем: песо это 1/8 реала, реал переводим в доллары с учетом инфляции, получаем волнующие 100500 миллионов. На деле Одноногий перегрузил на свой шлюп деньги на сумму 100 000 песо, еду и воду (которые для пиратов действовавших в отрыве от баз снабжения, в местах с преимущественно враждебным населением представляли огромную ценность), немного шелка, немного пряностей и... И место на шлюпе кончилось. Довести до Англии (Франции, Нидерландов) галеон со всеми товарами было бы заманчиво, но почти нереально - вице-король новой Испании вот-вот снарядит карательную экспедицию, по дороге можно встретить коллег, от которых вряд ли отобьешься, поделив команду.... В результате галеон отправляется на дно, экипаж на шлюпках гребет к ближайшему берегу (или предлагается за выкуп местному алькаду). Если смотреть на ситуацию глазами испанцев, то ущерб 1.5 млн - товары, 200 тысяч галеон. Если смотреть глазами пиратов: 100 тыс. песо плюс сколько-то за товары. По любому плюс, но не такой большой, как если учесть испанские данные.
Теперь другой момент: захвачен галеон с товарами на 300 тысяч песо (по отчетам испанцев), но прибыль пиратов оказалась 1 миллион песо. Как так? Все просто - галеон перевозил контрабандные товары, которых зачастую перевозилось заметно больше учтенных.
Можно было бы посчитать захваченные корабли. Но тут опять возникает сложность с подсчетом: наш друг Одноногий захватил три шлюпа, пинасс, флейт и два флайбота, а его коллега Одноглазый - один галеон, бригантину, две шхуны, галиот и два барка. Кто захватил больше? Считать по тоннажу, как достижения немецких подводников 1 Мировой? Тоже неоднозначно, захватить 1000 тонный галеон с тяжелыми пушками может оказаться куда сложнее, чем десяток 100 тонных шхун с парой легких пушек на каждой. А куда посчитать пиратов, захватывавших города в Новой Испании?
Как сравнивать того же Сэма Беллами, возглавляющего пиратский список Форбс с его захваченными за год капитанства тремя десятками кораблей и Жана Бара, у которого счет захваченных кораблей шел на сотни, причем среди них было немало кораблей Роял Неви, о чем Беллами особо и не мечтал?
Ну и в заключение скажу так: самым успешным и хитрожопым пиратом я считаю Генри Моргана, который ограбил кОрованы, кинул своих соучастников и стал вице-губернатором, а затем жил долго и счастливо, пока не помер от старости. Большинство пиратов, опередивших его в списке форбса умерли нехорошей смертью в расцвете лет. Можно ли их считать успешнее, даже если до этого они хапнули чуть побольше, но так и не успели потратить?
Пы.Сы. На днях расскажу вам трагическую и поучительную историю двух "успешных" пиратов из первых строчек списка, ежели меня в очередной раз не забодает аццкий олень.
Хорошо если до Англии. И хорошо если захватили золото-серебро (что случалось очень редко). А если неликвид вроде 100500 кофе, который надо сначала продать, а уже потом поделить? На берегу, естественно, купцы, которые скупают награбленное по цене награбленного, т.е. ниже рыночной. Очень сильно ниже. К слову, это те самые барыги, у которых мы закупали припасы и снаряжение... по специальной цене - выше рыночной. Да, чуть не забыл. Выжившие испанцы уверенно спишут на нас все, что "украдено до нас".
Итого. Испанцы жалуются на убытки в 100000, рыночная цена награбленного 80000, продали его за 40000... Тоже неплохо, но закупать припасы для следующего рейса нужно по завышенным ценам.
Тоже неплохо, люди как-то жили, Морган даже домик прикупил. Но основную прибыль получали не парни с повязками через глаз и попугаями на плече, а торговые компании, обслуживавшие пиратство. Ничего нового - на золотой лихорадке тоже делали деньги не старатели, а владельцы салунов и производители лопат
Я понемногу клепаю обзор кораблей, которые использовали пираты, но забегая вперед - в большинстве своем это были корабли вместимостью 50-100 тонн, чуть ли не до предела набитые оружием и командой. 300-350 тонные корабли с 40+ пушками были у совсем уж пафосных парней, большинство пиратов даже захватив такой корабль тупо не могли его потянуть, как по расходам, так и по команде.
В результате, кстати, если крупный галеон успевал приготовиться к бою и пустить в ход тяжелые пушки, пиратам везло, если удавалось уйти живыми. 24 фунтовая пушка порой пробивала пиратские корабли навылет, если не говорить о каперах, плававших на кораблях специальной постройки (ну как тот же Бар сотоварищи)
У Мингса, например. Но официально он английский капитан и его набеги можно расценить как рейды во время войны.
А у Моргана, по-моему, была только одна возможность получить 36-ти пушечный корабль, но безрукие пираты умудрились его взорвать
Крупные корабли появляются, когда пират действует от имени государства - Дюге-Труэн выводил в море линейные корабли. Частникам такие расходы не потянуть, так что возразить нечего. Если верить интернету, 46-ти пушечный "Центурион" Мингса выходил в море всего с полутора сотнями человек команды - он тоже явно держал в уме что добычу придется делить на всех.
Наверное, это особые случаи. Обычно пираты отдавали отчет что военный корабль больно кусается. Если отбросить приватиров, которые можно воспринимать как иррегулярный флот, вроде казаков