Жизнь хороша!
В плане бреда, пока обед и скучно.
Пришла в голову идея, что более-менее продолжительный период эксплуатации дирижаблей в качестве бомбардировщиков/десантных и разведывательных воздушных судов в мире "условного стимпанка" мог бы быть обоснован при условии, что в этом мире развитие электродвигателей и аккумуляторов заметно опередило развитие ДВС. Даже более того - ДВС еще не изобретены, а электродвигатели уже довольно совершенны.
Попробую пояснить свою мысль.
Дирижабли стали относительно грозной военной силой, когда их скорость стала достаточной для того, чтобы они могли эксплуатироваться при ветрах средней силы, радиус применения стал достаточным для того, чтобы появилась возможность наносить удары по тылам противника, патрулирования над морем, и так далее, а грузоподъемность достаточной для того, чтобы бомбовый удар представлял опасность для противника. Все это было достигнуто благодаря тому, что двигатели внутреннего сгорания достигли приемлемых соотношений веса и мощности, а так же относительно небольшого расхода топлива.
Для примера можно взять ранние цепеллины - при массе дирижабля около 40 тонн (включая сюда 4 двигателя общим весом порядка 4 тонн и суммарной мощностью около 500 лс) и полезной нагрузке около 10 тонн он имел скорость немногим более 100 км/ч и дальность около 20000 км. Топливо на эту дальность с учетом полета на максимальной мощности - еще 20-25 тонн. То есть суммарно двигатели и топливо весят около 30 тонн.
Если менять двигатели внутреннего сгорания на электрические а топливо на серебряно-цинковые батареи (лучшее, что можно придумать без литий-ионных батарей), то двигатели мощностью в 500 л/с (4х125) будут весить чуть меньше, около 2 тонн, если оптимистично.
Остается 25 тонн на батареи. 3750 квт*ч - по факту. Примерно 10 часов на полной мощности. 1000 км дальности при максимальной скорости.
Если использовать свинцово-кислотные батареи, то запас энергии будет примерно в 2.5 раза меньше, что маловато.
Либо снижать скорость. На низких скоростях увеличение мощности потребной для увеличения скорости пропорционально кубу этой самой скорости и снижение скорости до 75 км/ч увеличит дальность полета (без учета ветра) до 2500 км. Проблема в том, что ветер будет играть огромную роль в изменении дальности (и направления, хехе) полета. 75 км/ч - это немногим больше 20 м/с, в Питере такой ветер довольно частое явление. То есть такие дирижабли будут крайне погодозависимы.
Для того, чтобы обеспечить их полеты, потребуется строительство причальных башен с зарядными станциями, то есть при каждой причальной башне должна быть нехилая такая электростанция. Это либо гидроэлектростанция, либо угольная, учитывая, что у нас тут стимпанк.
На мой взгляд применение дирижаблей в этих условиях становится делом довольно трудным - требуется дорогостоящая сеть башен - зарядных станций, сами по себе серебряно-цинковые батареи стоят огромных денег, дальность полета, а там более радиус применения не особо впечатляет. Учитывая, что зарядные станции должны бы располагаться как можно дальше от линии фронта, боевой радиус таких дирижаблей становится еще меньше.
Торговое использование представляется хоть сколько-то логичным при чудовищно пересеченном рельефе, когда строительство железных дорог обходится еще дороже, чем строительство сети зарядных станций. Если говорить о применении дирижабелей над морем, то обоснованием их применения может стать разве что чудовищная сложность навигации и наличие в зоне их применения ценных ресурсов. Например, авторским произволом, придумывается архипелаг, где 9000+++ островов, окруженных рифами, в море живут злые кракены, которые жрут шлюпки и малые суда, а на островах есть залежибрульянтов адамантита намыленных мулаток чего-то сверхценного. Тогда я допускаю мысль, что тяжелый дирижабль с грузоподъемностью порядка 100 тонн забрасывает на подходящие острова все, что нужно для строительства АЭС зарядной станции и персонал, потом с этой базы более легкие (возможно и дешевые, использующие свинцово-кислотные батареи) дирижабли окучивают окрестности. При необходимости еще одной зарядной станции большой дирижабль тащит следующую ЗС к уже существующей, подзаряжается и тащит ее дальше. Ну и так далее. Проблема будет в обеспечении зарядных станций энергоносителем, практика показывает, что на островах со сложным рельефом топлива обычно небогато, да и крупных речек нет. В принципе, альтернативный вариант - на более-менее доступные для навигации острова зарядные станции и топливо доставляют по морю, дальше действуют дирижабли.
Другим, еще более безумным, но, пожалуй, куда более занятным для мира упоротого стимпанка, являются дирижабли с двигателями, которые приводятся в действие супергмаховиками, теоретически запасающими до 500 вт*ч /кг , что в принципе втрое выгоднее, чем серебряно-цинковые батареи по плотности энергии, но труднореализуемо в реалиях 19 века, поскольку требует весьма продвинутых материалов типа углеродных композитов или хотя бы стекловолокна, а так же подшипников с максимально низким коэффициентом трения. Если и эту условность плавненько обойти, то останется еще одна занятная особенность - из-за гироскопического эффекта дирижабль с таким движителем будет весьма херово управляться.
Разгон маховика тоже потребует неслабых примочек - либо на дирижабле на каждом маховике будет стоять мощный электродвигатель, который будет подключаться к электросети высокого напряжения на стоянке, либо надо придумывать как его разгонять подключением внешнего привода (ИМХО электродвигатель проще и перспективнее).
В принципе, гиробусы вполне себе ездили в 50-60 году, хотя опыт и был не особо удачным.
Пришла в голову идея, что более-менее продолжительный период эксплуатации дирижаблей в качестве бомбардировщиков/десантных и разведывательных воздушных судов в мире "условного стимпанка" мог бы быть обоснован при условии, что в этом мире развитие электродвигателей и аккумуляторов заметно опередило развитие ДВС. Даже более того - ДВС еще не изобретены, а электродвигатели уже довольно совершенны.
Попробую пояснить свою мысль.
Дирижабли стали относительно грозной военной силой, когда их скорость стала достаточной для того, чтобы они могли эксплуатироваться при ветрах средней силы, радиус применения стал достаточным для того, чтобы появилась возможность наносить удары по тылам противника, патрулирования над морем, и так далее, а грузоподъемность достаточной для того, чтобы бомбовый удар представлял опасность для противника. Все это было достигнуто благодаря тому, что двигатели внутреннего сгорания достигли приемлемых соотношений веса и мощности, а так же относительно небольшого расхода топлива.
Для примера можно взять ранние цепеллины - при массе дирижабля около 40 тонн (включая сюда 4 двигателя общим весом порядка 4 тонн и суммарной мощностью около 500 лс) и полезной нагрузке около 10 тонн он имел скорость немногим более 100 км/ч и дальность около 20000 км. Топливо на эту дальность с учетом полета на максимальной мощности - еще 20-25 тонн. То есть суммарно двигатели и топливо весят около 30 тонн.
Если менять двигатели внутреннего сгорания на электрические а топливо на серебряно-цинковые батареи (лучшее, что можно придумать без литий-ионных батарей), то двигатели мощностью в 500 л/с (4х125) будут весить чуть меньше, около 2 тонн, если оптимистично.
Остается 25 тонн на батареи. 3750 квт*ч - по факту. Примерно 10 часов на полной мощности. 1000 км дальности при максимальной скорости.
Если использовать свинцово-кислотные батареи, то запас энергии будет примерно в 2.5 раза меньше, что маловато.
Либо снижать скорость. На низких скоростях увеличение мощности потребной для увеличения скорости пропорционально кубу этой самой скорости и снижение скорости до 75 км/ч увеличит дальность полета (без учета ветра) до 2500 км. Проблема в том, что ветер будет играть огромную роль в изменении дальности (и направления, хехе) полета. 75 км/ч - это немногим больше 20 м/с, в Питере такой ветер довольно частое явление. То есть такие дирижабли будут крайне погодозависимы.
Для того, чтобы обеспечить их полеты, потребуется строительство причальных башен с зарядными станциями, то есть при каждой причальной башне должна быть нехилая такая электростанция. Это либо гидроэлектростанция, либо угольная, учитывая, что у нас тут стимпанк.
На мой взгляд применение дирижаблей в этих условиях становится делом довольно трудным - требуется дорогостоящая сеть башен - зарядных станций, сами по себе серебряно-цинковые батареи стоят огромных денег, дальность полета, а там более радиус применения не особо впечатляет. Учитывая, что зарядные станции должны бы располагаться как можно дальше от линии фронта, боевой радиус таких дирижаблей становится еще меньше.
Торговое использование представляется хоть сколько-то логичным при чудовищно пересеченном рельефе, когда строительство железных дорог обходится еще дороже, чем строительство сети зарядных станций. Если говорить о применении дирижабелей над морем, то обоснованием их применения может стать разве что чудовищная сложность навигации и наличие в зоне их применения ценных ресурсов. Например, авторским произволом, придумывается архипелаг, где 9000+++ островов, окруженных рифами, в море живут злые кракены, которые жрут шлюпки и малые суда, а на островах есть залежи
Другим, еще более безумным, но, пожалуй, куда более занятным для мира упоротого стимпанка, являются дирижабли с двигателями, которые приводятся в действие супергмаховиками, теоретически запасающими до 500 вт*ч /кг , что в принципе втрое выгоднее, чем серебряно-цинковые батареи по плотности энергии, но труднореализуемо в реалиях 19 века, поскольку требует весьма продвинутых материалов типа углеродных композитов или хотя бы стекловолокна, а так же подшипников с максимально низким коэффициентом трения. Если и эту условность плавненько обойти, то останется еще одна занятная особенность - из-за гироскопического эффекта дирижабль с таким движителем будет весьма херово управляться.
Разгон маховика тоже потребует неслабых примочек - либо на дирижабле на каждом маховике будет стоять мощный электродвигатель, который будет подключаться к электросети высокого напряжения на стоянке, либо надо придумывать как его разгонять подключением внешнего привода (ИМХО электродвигатель проще и перспективнее).
В принципе, гиробусы вполне себе ездили в 50-60 году, хотя опыт и был не особо удачным.
В общем, на мой взгляд, дирижбубель может выглядеть достаточно привлекательным при определенных условиях. В условиях отсутствия вменяемой авиации (если у нас нет ДВС, то это нужно принять за факт), эти преимущества могут перевесить любые недостатки. Особенно, если сложатся некие предпосылки к демонстрации эффективности.
серьезные препятствия - материаловедение, добыча газа, тяжесть механических и электрометрических систем управления
но когда до цели тащим 20 тонн - то 200 бомб по 100 кг или 4-5 Толлбоев создадут лишь одну проблему - удержания летадла на эшелоне при резвом сбросе нагрузки...
Разведка, ПЛО и, возможно, некоторые вопросы снабжения - вот их основная ниша в подобном мире, по моему скромному мнению.
Или та же функция, что и у современных ганшипов - борьба с отсталыми противниками, не имеющими ПВО